Кандидат медицинских наук, доцент, Академик МАИ Константин Емешин считает, что в крае не удалось реализовать наиболее перспективную концепцию "Управление здоровьем жителей региона".

20 сентября 2000, 16:55, ИА Амител

Речь идет о том, что в 80-х годах алтайским медикам под руководством председателя краевого комитета по здравоохранению Артура Асколонова удалось принять участие в осуществлении инновационного прорыва в здравоохранении края и создании "Системы управления качеством медицинской помощи". Эта работа, по словам К. Емешина, позволила осознать, что новые компьютерные технологии это не просто "автоматизация" рабочих мест врачей или руководителей. Смысл компьютеризации - в достижении новых качественных результатов, ранее не доступных обществу. Начались поиски этого нового качества в медицине и здравоохранении. Речь, по словам К. Емешина, шла не просто о том, чтобы поставить компьютер в медстатистику, на стол главному врачу, или бухгалтеру, а о совершенно новых целях и задачах, которые не доступны были ранее и о которых ранее медики даже и не подозревали. Тогда при создании государственной союзной концепции информатизации алтайскими медиками был подготовлен раздел "Медицина и здравоохранение", в котором была сформулирована эта принципиально новая задача: информатизация в области медицины и здравоохранения через управление здоровьем людей.

По словам К. Емешина, именно с развитием компьютерной индустрии стало возможным создание и ведение баз данных о каждом человеке, о его медицинских и физиологических показателях, о факторах воздействия на этого человека - питание, лекарства, образ жизни, экология, и т.д. Создание этих баз данных позволило бы отследить влияние различных факторов на здоровье человека, оценить наиболее "узкие" места для решения проблем оздоровления, предложить различные модели использования скудных финансовых средств - куда выгоднее вложить деньги, чтобы получить максимальную отдачу в увеличении здоровья людей. И, наконец, оценить эффективность наших профилактических мероприятий.

Для реализации этой концепции на территории Алтайского края в 1990 году было создано объединение "Медицинская профилактика" (его и возглавлял К. Емешин), которое включило в себя: творческую научную группу по социаль ной гигиене под руководством заведующего кафедрой Алтайского мединститута В. Колядо; медстатистику (служба осуществляющая мониторинг отдельных показателей здоровья и показателей деятельности лечебных учреждений); группу ведения регистров; несколько подразделений и творческих групп обеспечения эффективного управления здравоохранением (творческие группы по разработке медико-экономических стандартов, по разработке требований к аттестации медицинских кадров; отдел экспертизы качества медицинской помощи, который затем перерос с бюро аккредитации и лицензирования; экономическая группа). В это объединение вошел и "Центр здоровья", как структура здравоохранения призванная перерасти в структуру "Маркетинга здоровья" функционирующая в основном на коммерческой основе и осуществляющая свою работу не столько среди медиков, сколько среди населения, общественных организаций.

В 1989-1992 годах медики были близки в реализации мечты о создании в крае "Системы управления здоровьем". Отдельные фрагменты этой системы были достаточно продвинуты и достигли уровня компьютеризации, это, по мнению К. Емешина, прежде всего, было сделано в акушерско-гинекологической службе под руководством профессора Г. Перфильевой. Серьезный задел был сделан Н. Герасименко в области вторичной профилактики в хирургии, А. Ананьевой и Г. Кагировой - в педиатрии. Практически все ученые мединститута были в той или иной мере привлечены в работу над созданием системы "Управления здоровьем" под эгидой объединения "Медицинская профилактика".

Однако, начиная с 1992 года, создаваемая система была демонтирована. По словам К. Емешина, объединение "Медицинская профилактика" перестало быть объединением. "Центр здоровья" был возвращен на бюджетное финансирование. Задачи "Медстатистики" были ограничены интересами чиновников комитета по здравоохранению. Отдел экспертизы качества стал самостоятельным бюро аккредитации и лицензирования.

Это, по мнению К. Емешина, произошло вследствие того, что реально процессы пошли в иное русло - началась борьба за конт роль над финансовыми и материально-техническими потоками. Видимая часть этой борьбы - постоянное противостояние между ТФОМСОМ и комитетом по здравоохранению, объединение и разъединение государственных структур лечебной сети и фармации, выбивание всевозможных кредитных линий на поставку медицинского оборудования.

Поэтому, уже начиная с 1994 года, инициаторы концепции перенесли центр тяжести своих усилий на общественную деятельность, начиная от создания общества защиты прав пациентов и кончая чисто политической партией.

Сегодня, по мнению К. Емешина, можно констатировать, что шанс легкого пути создания системы управления здоровьем региона упущен в 1989-92 годах. Теперь успехи продвижения к системе управления здоровьем и показатели здоровья прямо зависят от продвижения к гражданскому обществу.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров