Каждый восьмой мобильник, купленный в кредит, достается даром

26 июня 2012, 14:17, ИА Амител

Рынок POS-кредитования держит пальму первенства по рискам. Коллекторское агентство Morgan & Stout специально для "Маркера" провело исследование рынка POS-кредитов. Выяснилось, что наибольшая доля невозвратов приходится на сегмент мобильных телефонов, на втором месте — аудио- и видеотехника и различные услуги, на третьем — мебель. Эксперты объясняют это тем, что стремление получить заветные гаджеты часто становится причиной импульсивного, полностью неосознанного выбора — по принципу "здесь и сейчас".

Кредиты на мобильники возвращают реже всего

POS-займы — первый вид розничных кредитов, появившийся в России. В Morgan & Stout отмечают, что по итогам четырех месяцев 2012 года просроченная задолженность по POS-кредитам составила 24 млрд рублей. Это на 6,8 процентного пункта больше, чем по состоянию на 1 мая прошлого года. При этом доля просрочки на POS-рынке сильно зависит от типа товара или услуги, приобретенных в кредит.

Так, наибольшая доля невозвратов приходится на сегмент мобильных телефонов — 13%. На втором месте — аудио- и видеотехника, а также нематериальные услуги — 7,3%. На третьем — мебель — 3,5%, что сопоставимо с аналогичным показателем в ипотеке — наименее рисковом сегменте розничного кредитования.

Молодежь берет займы спонтанно и легкомысленно.

В докладе отмечается, что высокий уровень "мобильной" просрочки объясняется не только востребованностью гаджетов в обиходе. Здесь играют роль и психологические аспекты. Скажем, в молодежной среде считается статусным иметь модный телефон и планшетный компьютер.

— Стремление получить новинку часто становится причиной импульсивного, полностью неосознанного выбора по принципу "здесь и сейчас". Финансовое планирование часто имеет вторичный характер, что и влечет высокий уровень невозврата, — объясняют аналитики.

По их прогнозам, доля невозвратов в POS-кредитовании постепенно будет уменьшаться: к началу следующего года она снизится до 6,5%. Произойдет это потому, что потребители все чаще берут кредиты на покупку более "основательных" товаров, например мебели.

— А это, как правило, осознанный, просчитанный выбор. Схожий подход у ипотечных заемщиков. Поэтому и доля просрочки будет снижаться, — считают в Morgan & Stout.

Участники рынка не совсем согласны с Morgan & Stout. Замглавы коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн" Ирина Поддубная уверена, что в абсолютных цифрах просрочка по POS-кредитам незначительно, но будет расти.

— Но в целом доля таких долгов в портфеле коллекторов будет уменьшаться и уступать место кредитным картам, — отмечает она. Управляющий партнер исследовательской и консалтинговой компании Frank Research Group Юрий Грибанов, в свою очередь, не уверен, что POS-кредитование "перетечет" в сторону более дорогого сегмента. По его мнению, люди перестанут брать займы на покупку мобильников и других гаджетов только в двух ситуациях: либо они разбогатеют и смогут сразу выкладывать за товар полную сумму, либо изменится менталитет — их перестанут интересовать модные новинки. Ни то ни другое пока не намечается.

Директор департамента розничных рисков банка "Хоум Кредит" Евгений Иванов добавляет, что мобильники в кредит покупает в основном молодежь либо люди с низким доходом, поэтому риск невозврата по определению высокий. По словам Иванова, в сегменте мебели картина иная. Кредиты берут люди постарше и с доходом не ниже среднего. Суммы кредитов и срок, на который они берутся, тоже больше. Соответственно, риск невозврата в этом сегменте гораздо ниже.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров