Количество бытовой техники в домах россиян существенно выросло
16 августа 2010, 08:59, ИА Амител
За десять лет количество бытовой техники в домах россиян существенно выросло. Так, практически в каждой семье сегодня есть телевизор и холодильник (по 96%, в 1990 г - 87 и 85% соответственно). Также более 80% опрошенных - обладатели стиральной машины (с 73 до 89%), пылесоса (с 66 до 80%), часов (с 78 до 85%) и мебели (с 48 до 91%), причем за десять лет меблированных домов стало в два раза больше.
Резко увеличилась в России доля владельцев микроволновых печей (с 3 до 55%) и видеомагнитофонов, DVD-плееров (с 4 до 63%). В тоже время из домов респондентов исчезают радиотехника (с 61 до 47%), швейные машины (с 55 до 47%) и пианино (с 11 до 6%).
Главным мотивом приобретения товаров длительного пользования для россиян остается стремление создать в доме условия для удобной, комфортной жизни (61%). На втором месте по значимости - необходимость замены старых вещей новыми, причем за последние десять лет этот стимул стал более популярным (с 39 до 45%). Остальные мотивы совершения крупных покупок актуальны не более, чем для 11% опрошенных: так, 7% делают приобретения, руководствуясь не утилитарными соображениями, а желанием иметь красивые и дорогие вещи, 3% рассматривают дорогостоящие покупки как способ инвестиции, а 1% убежден, что в условиях дефицита подобные товары не будут лишними. Вынужденная покупка новых товаров в виду износа старых характерна в первую очередь для малообеспеченных (52%), респондентов предпенсионного и пенсионного возрастов (50-52%), женщин (47%). Стремлением к комфорту и красоте руководствуются главным образом состоятельные (65 и 12% соответственно), молодежь (71 и 9-10%).
Наиболее популярная среди россиян стратегия приобретения дорогостоящих товаров - накопление (58%). Именно так, как правило, поступают пожилые (71%), обеспеченные (63%), москвичи и петербуржцы (68%). Почти четверть опрошенных предпочитают приобретать товары в кредит (23%). В основном респонденты средних лет (29-30%), со средним уровнем доходов (25%), жители малых и средних городов (по 26%). Наименее востребованы респондентами покупки в долг (8%). Занимают деньги прежде всего респонденты 25-4 лет (13%), малообеспеченные (11%), жите двух столиц (16%). Для женщин более традиционны приобретения в кредит (25 против 21%), в то время как мужчины чаще предпочитают обходиться своими силами и откладывать деньги (59 против 57%).
Большинство россиян, как и раньше, совершают покупки товаров длительного пользования в своем населенном пункте. Однако за последние десять лет "потребителей-домоседов" стало меньше (с 74 до 69%). Те, кто все же выезжают за покупками, как правило, едут в районный или областной центр своего региона (18%). Причем этот маршрут стал, напротив, несколько более востребованным (с 15 до 18%). Популярные десять лет назад выезды в Москву и Санкт-Петербург стали значительно менее распространены сегодня (с 12 до 4%). А вот поездки в близлежащие города и села, напротив, совершаются значительно чаще (5%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 17-18 июля 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Какие из перечисленных товаров есть в вашей семье? (закрытый вопрос, любое число ответов) |
||
|
1990 |
2010 |
телевизор |
87 |
96 |
холодильник |
85 |
96 |
мебель |
48 |
91 |
стиральная машина |
73 |
89 |
часы |
78 |
85 |
пылесос |
66 |
80 |
видеомагнитофон, DVD |
4 |
63 |
микроволновая печь |
3 |
55 |
бытовая радиотехника всех видов |
61 |
47 |
швейная машина |
55 |
47 |
пианино, рояль |
11 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
1 |
Что для вас при покупке товаров длительного пользования является главным? (закрытый вопрос, не более двух ответов) |
||
1990 |
2010 |
|
стремление к тому, чтобы в доме было все для удобной жизни |
61 |
61 |
замена старых вещей |
39 |
45 |
желание иметь дорогие, красивые вещи |
0 |
7 |
помещение части сбережений в вещи |
2 |
3 |
в условиях дефицита хорошо иметь лишнюю дорогую вещь |
2 |
1 |
другое |
1 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
3 |
Как вы чаще всего приобретаете дорогостоящие вещи: беря деньги в долг, накапливая или беря кредит? (закрытый вопрос, один ответ) |
||||
Все опрошенные |
Самооценка материального положения |
|||
Очень хорошее, хорошее |
Среднее |
Плохое, очень плохое |
||
беру в долг |
8 |
9 |
7 |
11 |
откладываю деньги |
58 |
63 |
59 |
52 |
беру кредит |
23 |
20 |
25 |
20 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
8 |
9 |
16 |
Выезжаете ли вы за покупкой товаров длительного пользования? Если да, то куда вы за ними ездите? (закрытый вопрос, любое число ответов) |
|||
|
1990 |
|
2010 |
покупаем все по месту жительства |
74 |
выезжаем в районный или областной центры |
18 |
выезжаем в районный или областной центры |
15 |
выезжаем в Москву, Санкт-Петербург |
4 |
выезжаем в столицы союзных республик |
3 |
выезжаем в другое село, город в своей области |
5 |
выезжаем в Москву, Ленинград |
12 |
выезжаем в другую область |
2 |
покупки в другом селе, городе в своей области |
0 |
выезжаем за рубеж |
1 |
покупки в другой области в своей республике |
0 |
покупаем все по месту жительства |
69 |
покупки в другой республике |
0 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Комментарии 0