"Коммунальный" протест: недовольных услугами ЖКХ и просто неспособных их оплачивать будет все больше и больше
11 октября 2013, 12:46, ИА Амител
Без заморозки
Для среднестатистического россиянина оплата "коммуналки" традиционно является существенной статьей расходов, на которую приходится около 10 процентов всех трат. По разным причинам справляются с этой нагрузкой далеко не все. Как сообщила компания "Секвойя Кредит Консолидейшн", по состоянию на 1 октября 2013 года задолженность граждан за услуги ЖКХ достигла 152,9 миллиарда рублей, увеличившись относительно аналогичного периода прошлого года более чем на четверть (тогда она составляла 111,2 миллиарда рублей). В списке федеральных округов с наибольшими долгами лидируют Центральный (34,5 миллиарда рублей), Приволжский (27,8 миллиарда рублей) и Уральский (25,3 миллиарда рублей), а меньше всего задолжали жители Дальнего Востока (6,4 миллиарда рублей). Взысканием 35 процентов совокупной задолженности уже занимаются коллекторские агентства.
По словам аналитиков, резкий рост долгов населения за последний год можно объяснить как экономическими, так и человеческими факторами. К первым относятся повышение тарифов, инфляция и медленный рост реальных доходов граждан. Ко второй группе причисляют несогласие с указанной в платежке суммой, недовольство качеством предоставляемых услуг и банальную забывчивость.
В ближайшее время снижения темпов роста задолженности эксперты не ожидают: согласно прогнозам, уже к концу текущего года показатель превысит 160 миллиардов рублей. Сокращению долгов могла бы поспособствовать планировавшаяся заморозка тарифов, однако от этой идеи правительство отказалось. В 2014-2016 годах стоимость услуг будет повышаться на величину инфляции за предыдущий год минус 30 процентов.
Маргиналы и ленивцы
Бороться с должниками власти намерены другими способами, изложенными в нескольких рассматриваемых Госдумой законопроектах. В частности, продажу жилья планируется сделать невозможной без предоставления справки об отсутствии долгов за коммунальные услуги. Для граждан, готовых платить на несколько месяцев вперед, депутаты готовы предоставить бонус в виде снижения тарифов (о размере скидки не сообщалось). А вот от анонсированного весной этого года отъема единственного жилья за долг, превышающий 5 процентов его рыночной стоимости, в правительстве отказались, посчитав подобную меру излишне жесткой.
Кроме того, неплательщиков предлагается систематизировать, разбив их на три категории. В первую попадут те, от которых погашения долгов ждать не стоит, например, хронические алкоголики и наркоманы. Таких "маргиналов" хотят переселить в дома, ограниченные по нормам проживания. Во вторую группу войдут "ленивые" граждане, которые имеют возможность расплатиться, но из-за отсутствия времени или желания этого не делают. Погашения долгов с них будут требовать через суд. Последнюю группу сформируют люди, попавшие в сложные жизненные ситуации и нуждающиеся в отсрочке. О том, какие обстоятельства позволят рассчитывать на пролонгацию, или о ее временных рамках пока ничего не известно.
Жаркие споры разгорелись относительно планов по внедрению социальных норм потребления электроэнергии и воды, также направленных на борьбу с неплательщиками. Нормативы по электричеству, которые уже испытываются в ряде регионов, предполагается ввести с 1 июля 2014 года, по водоснабжению - с 1 января 2015 года. В случае их принятия граждане, не выходящие за установленные рамки, смогут немного сэкономить, зато "злоупотребляющие" будут платить по повышенным тарифам. Недовольство вызывает не только сам факт введения нормативов, но и их верхние пределы, уложиться в которые - практически невыполнимая задача.
Замкнутый круг
По словам экспертов, от неплательщиков в первую очередь страдают поставщики ресурсов, которые не имеют достаточно средств на модернизацию оборудования, а также управляющие компании. Именно на ремонт сетей, по задумке властей, должны быть направлены взысканные с должников средства. Проблема заключается в том, что износ основных фондов ЖКХ достигает 60-70 процентов и для их восстановления необходимо более 9 триллионов рублей. Даже если задолженности погасит не только население, но и предприятия, денег на кардинальное обновление коммуникаций не хватит (по данным Госстроя, в начале года общая накопленная задолженность по ЖКХ с учетом долгов юридических лиц, пени и штрафов составляла 450 миллиардов рублей).
При этом затраты федерального бюджета на ЖКХ сокращаются. Так, в 2013 году на эти цели планируется потратить 157,5 миллиарда рублей, а в 2014 году - на 37 миллиардов рублей меньше. К 2016 году показатель урежут еще вдвое. Федеральную целевую программу по модернизации ЖКХ, в которую изначально за три года планировалось вложить 50 миллиардов рублей, власти отложили до 2015 года и урезали до 15 миллиардов рублей. Правда, как отмечал министр регионального развития РФ Игорь Слюняев, в финансировании отрасли вырастет доля участия регионов.
Президент Владимир Путин уже неоднократно заявлял, что вкладывать в сферу ЖКХ исключительно бюджетные средства недостаточно и в сектор необходимо привлекать частные инвестиции. Сейчас их объем составляет всего 8 процентов от годового оборота предприятий коммунального комплекса. Нежелание бизнеса идти в регулируемую государством, да к тому же крайне коррумпированную отрасль объяснимо, а повышения ее прозрачности на горизонте не просматривается.
В ситуации, когда государство в достаточном объеме финансировать ЖКХ не может, а бизнес не хочет, оплачивать модернизацию в том или ином виде (через повышение тарифов или "штрафы" за несоблюдение нормативов) придется гражданам. Получается, что какие бы меры ни принимали чиновники и депутаты, рост долгов не остановить: недовольных услугами ЖКХ и просто неспособных их оплачивать будет все больше и больше.
Комментарии 0