Красиво пить не запретишь: в России постепенно складывается новая культура употребления спиртных напитков
02 января 2014, 16:29, ИА Амител
Эксперты давно развенчали миф о том, что русские – самая пьющая нация в мире. Всемирная организация здравоохранения посчитала, что каждый гражданин Молдавии ежегодно потребляет до 18,22 литра чистого алкоголя, чехи (видимо, за счет отменного пива) выпивают 16,45 литра чистого спирта, на третьем месте венгры – 16,25 литра. Россияне в этом списке оказались лишь четвертыми – 15,76 литра на душу населения.
Кто-то может возразить: а как учесть огромное количество самогона и домашнего вина, что испокон веков делают в небольших российских городах и поселках? Отвечу: в Молдавии, Чехии и Венгрии традиции виноградарства, выращивания хмеля, ягод и фруктов, способных к брожению, исчисляются веками, если не тысячелетиями. Поэтому сколько там на самом деле производится и выпивается домашнего пива, вина, наливок, настоек и еще чего покрепче, никакой международной комиссии лучше не знать. А то плохо станет...
Накануне любимого нашими соотечественниками праздника, Нового года, известная американская компания Nielsen решила выяснить, не сколько, а что предпочитают пить россияне, встречая Деда Мороза со Снегурочкой, навещая друг друга во время длинных каникул и принимая гостей.
Как и следовало ожидать, самые востребованные напитки в это время – шампанское и игристые вина. Под Новый год спрос на этот товар увеличивается в два с половиной раза, а объем продаж составляет примерно треть от годовой нормы. Эксперты говорят, что примерно столько же выпивается и 8 марта.
С водкой скромнее: рост ее продаж под Новый год составляет всего 9%. Зато потребление дорогих заморских напитков резко увеличивается: коньяка – на 64%, виски – на 55%, текилы – на 53%.
"Хотя россияне не теряют головы в погоне за богатым новогодним столом, стоит ожидать увеличения продаж традиционных напитков и продуктов в более премиальных сегментах, – говорит директор отдела по работе с клиентами Nielsen Екатерина Эдельштейн. – Так, если ранее праздничные дни не представлялись возможными без таких алкогольных напитков, как шампанское и водка, то сегодняшний потребитель все больше тяготеет к более дорогому алкоголю – рому, коньяку и виски".
У российских экспертов несколько иное мнение. Они утверждают, что наши граждане любимой водке не изменяют, и спрос на нее традиционно растет зимой, поскольку страна у нас северная, холодная. Ну и, конечно, пьют больше в праздники.
"На самом деле потребление водки почти стабильно в течение года и в праздники, и в обычные дни, разница в пределах математической погрешности, – рассказывает главный редактор портала "Алкоголь.Ру" Михаил Смирнов. – Например, потребление водки возрастает на 23 февраля и на День десантника, но это не резкий рост на десятки процентов, а, как правило, небольшой рост на 2-3%. Во все выходные продажи водки также слегка повышаются".
При этом эксперты отмечают, что праздничный стол все чаще становится своеобразной витриной достатка и демонстрацией социального статуса отдельно взятой семьи.
"В праздники к водке добавляются дорогие вкусовые напитки – так называемые дистилляты: коньяк, виски, ром и другие. Их покупают для создания праздничной атмосферы, чтобы "выпендриться" перед друзьями, потому что виски или коньяк служат мерой престижа, – говорит Смирнов. – Просто так хороший коньяк покупать не будешь – дорого. А праздник – это моральное оправдание потратить лишние деньги, возможность попробовать что-то новое. Чаще всего такие дорогие бутылки не выпиваются, а затыкаются пробкой и ставятся в бар".
"Закусывать надо", – говорил врач-стоматолог Антон Семенович Шпак из кинокомедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Конечно, надо!
По данным, полученным Nielsen, перед Новым годом продажи икры увеличиваются на 20%. Цены на шоколад подрастают на 7-10% за килограмм. Ожидается, что в дни школьных каникул они прибавят еще 15-20%. Спрос на различные шоколадные конфеты увеличивается на 20%, и они тоже дорожают в среднем на 3-3,5%.
И отечественные, и зарубежные специалисты отмечают, что в России постепенно растет потребление коньяка, виски, рома и текилы, но происходит это не от хорошей жизни. Просто в последние годы власти начали резко повышать акцизные ставки на производимые в стране спиртные напитки.
"Так, недорогой коньяк и дорогая водка в цене уже почти сравнялись. Понятно, что народ старается приобретать дистилляты при той же цене, потому что это престижный алкоголь", – поясняет Смирнов.
А уж как употреблять спиртное – целиком зависит от нас. Говорят, что культура пития тоже отражает национальный характер.
"На самом деле у нас алкоголиков меньше в процентном соотношении, чем на Западе, – утверждает Смирнов. – Просто наших больше видно. Там народ выпил, в уголочке присел и задремал. А нашим надо веселья, песен, гулянок. Это – ментальная особенность. Поэтому возникает ложное впечатление, что в России пьют больше, чем на Западе. Аналогичная ситуация и с греками, например. Им тоже хочется повеселиться, песни попеть и побуянить, поэтому создается впечатление, что южные народы пьют больше, чем северные".
Дорогие товарищи и господа! Давайте в меру пить и безмерно радоваться в ожидании счастливых перемен. С Новым годом Вас!
Опрос на ИА "Амител":
Комментарии 0