Кремль не сделал должных выводов из откровений американского стратега о Дальнем Востоке
Бжезинский – враг, но истина дороже
21 февраля 2013, 11:48, ИА Амител
Если судить строго, то именно Россию можно назвать подлинной страной
контрастов. Тут даже и обосновывать ничего не нужно лишний раз:
достаточно посмотреть на карту и прикинуть невооруженным глазом главный
из них – разницу между густонаселенной европейской частью и Дальним
Востоком, этой огромнейшей индустриальной и инфраструктурной пустыней. Об этом пишет Виктор Мартынюк на КМРУ . Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с его рассуждениями.
Зауральское запустение – давняя проблема, одна из горячих и любимейших тем для дискуссий о судьбе страны, столь плотно сидящей на нефтегазовой трубе. Ведь шутки шутками, а черное и голубое золото добываются как раз там, где владельцы этого мегаприбыльного бизнеса отчего-то не спешат селиться, предпочитая коротать праздную жизнь между подмосковной Барвихой, Монте-Карло и Майами.
В итоге богатый природными ресурсами, но при этом инфраструктурно нищий и малонаселенный Дальневосточный регион оказался в предельно уязвимом положении. И то, что на него до сих пор нет открытых ощутимых притязаний со стороны соседей, можно расценить едва ли не как чудо, ну или как страх перед лицом ответных санкций со стороны России в случае чего. Надолго ли его хватит – вопрос отдельный, но понятно же, что это – совсем не дело, когда в вопросе сохранения суверенитета остается лишь надеяться на долгую память наших соседей о славном русском оружии. К тому же надежда чем дальше, тем призрачнее.
А ведь еще в 2008 году на страницах "Комсомольской правды" один из самых авторитетных западных политологов Збигнев Бжезинский произнес слова, к которым просто невозможно относиться легкомысленно: "Если пространство пустое – спросите себя: как долго оно будет оставаться пустым? Посмотрите на карту и сравните по размерам российскую и нероссийскую Азию. Российская часть так же велика, как и остальная часть Азии. И сколько народу ее населяет? Всего 35 миллионов человек против 3,5-4 миллиардов с другой стороны. Там мощный Китай с городами и дорогами, как в Америке. Там поднимаются развивающаяся Индия, многообещающий Иран. Если Россия сможет привлечь на свой Дальний Восток и в Сибирь инвестиции и людей, направить туда иммиграционные потоки – что ж, тогда у вас есть будущее. У вас талантливые люди, сильное чувство национальной идентичности, но ваши старые схемы изолируют вас и создают ситуацию, когда все ваши соседи не любят Россию и боятся ее".
Старый волк, "лучший враг СССР" определенно представляет себе ситуацию на российском Дальнем Востоке получше иных наших политиков, и это действительно страшно. Но ведь факт: за последние годы из всех реальных подвижек к исправлению ситуации можно выделить разве что учреждение того самого Минвостокразвития, толку от которого пока, впрочем, немного.
Вот и подготовленный ведомством Виктора Ишаева проект госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона имеет великолепные шансы скончаться в младенчестве. Первый вице-премьер Игорь Шувалов ознакомился с черновиком документа, который предлагается передать в правительство, и... вернул его в ведомство на доработку: дескать, заявленные 5,7 трлн рублей на развитие региона – больно дорого. "Такое впечатление, что собраны все хотелки без всякого разбора", – приводят резолюцию влиятельного чиновника "Ведомости". В самом министерстве уже пояснили, что Дальнему Востоку необходим мощный инвестиционный рывок. Судя по всему, они не собираются сдаваться и будут убеждать начальство, что каждый вложенный государством рубль непременно принесет четыре с лишком прибыли.
В беседе с обозревателем KM.RU известный российский государственный, политический и общественный деятель, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, публицист Юрий Крупнов не согласился с мнением первого вице-премьера о "завышенных требованиях" Минвостокразвития:
– Рассуждения о том, что озвученная сумма слишком большая, конечно же, смешны: они запущены сейчас для торпедирования этой действительно нужной программы. Надо ведь понимать, что этот регион, с учетом Байкальского, занимает практически половину страны и, конечно же, требует гигантских капиталовложений. Что такое цифра в 5,7 трлн рублей, когда речь идет о развитии Дальнего Востока? Когда начинаешь сравнивать эту цифру с затратами на зимнюю Олимпиаду в Сочи, то даже как-то смешно становится. Расходы на действительно стратегически важное дело равны расходам на четыре спортивных шоу в Сочи! Ну очевидна же разница в значимости для России одного и другого! И впору уже, наоборот, ставить вопрос: почему так мало запрашивается денег Минвостокразвития?
Инвестиции – это целевое вложение средств для их приращения. По абсолютному числу объектов, которое предлагается финансировать, такое приращение невозможно. В основу был положен не проектный подход, который показывает, что система будет меняться, а объектный, указывающий на то, что, мол, туда-то и туда-то нужно вложить деньги. При этом смысл назначения каждого конкретного проекта абсолютно не очевиден. Абсолютный дефицит инвестиционных проектов – действительно серьезная проблема. Но серьезная проблема заключается и в отсутствии серьезных личностей, готовых нести серьезную ответственность за реализацию программ на должном уровне.
Взять хотя бы в порядке примера тот же саммит АТЭС с мостом на остров Русский и непонятным федеральным университетом. Эффективность огромных затрат на их реализацию абсолютно неочевидна. Или возьмем пример с организацией лесопереработки, которую государство стимулирует уже на протяжении шести лет. То же строительство целлюлозно-бумажного комбината рядом с Комсомольском-на-Амуре. Разговоры про него идут уже на протяжении без малого десяти лет, каждые три года строительство откладывается на все более поздние сроки. При этом совершенно конкретные монополисты скупают лесные запасы Дальнего Востока.
Взять тот же космодром Восточный, в который вкладываются гигантские средства, смысл и эффективность которого абсолютно профанированы. А при нем ведь еще собираются строить и город! Непонятно, для кого и зачем, если в итоге все сводится к некоему вахтовому поселку с огромными, но бессмысленными тратами, поскольку деньги вкладываются в древнюю, устаревшую ракетную технику.
Из всего этого следует, что проблема не в деньгах: их как-то освоят.
Либерал Шувалов считает, что их требуют слишком много; хозяйственник
Ишаев полагает, что, напротив, 5,7 трлн – это мало. Но ни у кого нет
реального представления о развитии, реальных проектов. Вот в чем
проблема.
Комментарии 0