Неожиданность: «Солнечный удар» Михалкова получил «Золотого орла» как лучший фильм 2014 года
24 января 2015, 13:22, ИА Амител
Лучшим фильмом 2014 года экспертный совет кинопремии "Золотой орел" назвал "Солнечный удар" Никиты Михалкова.
Финал 13-го сезона кинопремии "Золотой орел" можно было бы назвать неожиданным. "Левиафан" Андрея Звягинцева, не только самый титулованный, но и самый обсуждаемый и осуждаемый российский фильм прошлого года, претендовал на победу в десяти номинациях, но в итоге получил лишь четыре статуэтки, и главной среди них не оказалось, пишет Газета.ру.
Члены одной из двух отечественных киноакадемий вручили Звягинцеву приз за режиссуру, Елена Лядова была признана лучшей актрисой, Роман Мадянов — лучшим актером второго плана, а Анна Масс — лучшим монтажером. И все.
Главный же приз — за лучший фильм — достался "Солнечному удару" Никиты Михалкова, пафосной экранизации рассказов Ивана Бунина и самой высокобюджетной картине из списка номинантов.
Российские премии часто хвалятся не интригой, а ее отсутствием: обычно выделяется один фаворит, который и забирает весь призовой урожай. На сей раз "Золотой орел" как будто решил выбраться из этой колеи и устроил нешуточную битву.
Из пяти картин, выдвинутых в категории "лучший фильм", на победу по большому счету могли рассчитывать три: "Левиафан", "Солнечный удар" и "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского.
Представленный в этой же категории "Weekend (уик-энд)" Станислава Говорухина до их уровня все же не дотягивал, а номинация "Звезды" Анны Меликян выглядела реверансом со стороны умудренных академиков "новой женской волне", которую премия в этом году вообще обошла стороной.
При этом "Белые ночи" и "Солнечный удар" уступали "Левиафану" и по количеству наград различных международных форумов (чего стоит только второй за последние полвека "Золотой глобус", полученный советско-российским кинематографом, или первая за последние восемь лет номинация на "Оскар"), и по накалу страстей, достигших максимума прямо накануне вручения "Орлов". Отметился даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который перед началом церемонии заявил, что поручил своим помощникам скачать и пересказать ему содержание фильма Звягинцева.
Итоговое распределение наград выглядело желанием наградить всех — "пусть никто не уйдет обиженным", — которое так и осталось лишь желанием, особенно с учетом резонанса от "Левиафана".
"Солнечный удар" в итоге одержал чистую победу: в активе фильма Михалкова пять наград.
Но остальные номинации, в которых он победил (кроме "лучшего фильма"), можно назвать техническими: лучшая операторская работа (Владислав Опельянц выиграл очный спор у Михаила Кричмана), лучшая работа художника по костюмам (Сергей Стручев), художника-постановщика (Валентин Гидулянов), а также лучшая музыка (Эдуард Артемьев, который соревновался сам с собой).
При этом Звягинцев удостоился "утешительного" приза за режиссуру и оказался в двусмысленном положении — получилось, что лучший постановщик снял не самую удачную картину. Его соперниками в этой номинации были как раз Михалков с "Солнечным ударом" и Кончаловский с "Белыми ночами". Последнему (и его соавтору Елене Киселевой) достался приз за лучший сценарий, над которым, как рассказывал режиссер, работала целая группа "ошпаренных" авторов.
Зато многих удовлетворит решение жюри в актерских номинациях. Лучшими исполнителями главных ролей были признаны Александр Збруев, великолепно сыгравший в "Кино про Алексеева" Михаила Сегала центрального персонажа картины, и Елена Лядова, приковывающая к себе внимание в "Левиафане".
Исполнивший в этом фильме роль жуткого градоначальника Роман Мадянов взял заслуженный приз за роль второго плана. В параллельной женской категории наградой отметили Северию Янушаускайте — блестящую литовскую актрису, ради своей роли в "Звезде" выучившую русский язык.
Станислав Говорухин получил почетный приз за вклад в кинематограф, а его фильм был отмечен за работу звукорежиссера (Олег Урусов).
В телевизионных категориях такой интриги не оказалось, награда сразу нашла героя. Лучшим "длинным" (более 10 серий) телекино была признана "Оттепель" Валерия Тодоровского. Хит прошлогоднего телесезона, фильм о советских кинематографистах начала 1960-х, вышел в эфир очень неудачно (с точки зрения "Золотого орла") и в цикл прошлой премии не попал, а потому его чествование отложилось на год.
Успех "Оттепели" в ноябре 2013-го был оглушительным: ее обсуждали буквально везде, а рейтинги телепоказа хоть и не зашкаливали, но выглядели весьма достойно. Шансов у соперников фильма Тодоровского — многослойного "Куприна" и добротной, но несколько пресноватой "Станицы" — практически и не было.
Еще две награды достались "Оттепели" за актерские работы.
Лучшей телеактрисой стала Виктория Исакова, которая конкурировала с Анной Чиповской, своей соперницей по фильму, а также с Марией Мироновой из исторического детектива "Крик совы". Евгений Цыганов также обыграл своего экранного партнера (Александра Яценко), а заодно и Сергея Пускепалиса из все того же "Крика совы".
Правда, сам мини-сериал в своей категории проиграл. Среди коротких (до 10 серий) сериалов не оказалось равных "Бесам" Владимира Хотиненко — экранизации одноименного романа Достоевского, премьера которого в мае прошлого года совпала с событиями на Украине и вызвала почти такое же обсуждение, как сейчас "Левиафан". Конкуренцию ему помимо "Крика совы" пыталась составить военная драма "Гетеры майора Соколова" с Андреем Паниным в главной роли.
С "Орла" премиальный сезон в российском кинематографе только начинается. В феврале свои награды "Белый слон" раздаст Гильдия кинокритиков, а в марте начнет свой отборочный цикл и вторая российская киноакадемия — Ника".
Комментарии 0