Между Западом и Востоком: Сергей Землюков рассказал о том, как изменился Алтайской госуниверситет
40 лет пролетело с тех пор, как 300 абитуриентов самого первого набора АлтГУ увидели свои фамилии в списках зачисленных на первый курс
18 апреля 2013, 14:24, ИА Амител
О том, как изменился за эти годы классический университет, корреспондент "Вечёрки" Тамара Попова беседует с Сергеем ЗЕМЛЮКОВЫМ, студентом того исторического набора, затем - преподавателем, а ныне - ректором вуза, доктором юридических наук, профессором, для которого альма-матер стала и школой жизни, и вторым домом, и судьбой.
- Сергей Валентинович, тогда же примерно в одно время появились университеты и в других городах Сибири. Чем АлтГУ отличается от них?
- 1973-й, год основания вуза, стал началом биографии университета. Но в то время, наверное, нельзя было называть его так с полным основанием. Первый набор - 300 студентов, в числе счастливчиков - и я. Студенты и преподаватели размещались в одном здании – на проспекте Социалистическом. Университеты открылись тогда и в Кемерове, и в Омске, но - на базе существовавших пединститутов. Уникальность АлтГУ в том, что формировали его с нуля, на новом месте, на основе фундаментальной науки, как классический многопрофильный вуз, дающий образование по гуманитарному, техническому, культурологическому, естественно-научному направлениям. Тогда, в 1970-е, работать в Барнаул ехали ведущие ученые лучших вузов России. Так, школу математиков заложили ученые НГУ, физики - томичи, гуманитарные направления - москвичи и питерцы. Прибывшим преподавателям из исследовательских центров давали квартиры, предоставляли кафедры для научной работы и преподавания. За 40 лет АлтГУ стал полноценным классическим университетом. Период его становления прошел, развитие же продолжается.
- Слово "классика" ко многому обязывает. Историческая модель нынешней многопрофильной высшей школы заложена еще в XI веке университетами Магдебурга, Гейдельберга, Сорбонны. Неужели это возможно - хранить традиции и поддерживать статус инновационной площадки одновременно?
- Время диктует необходимость реформ, и система высшего образования сейчас переходит в область исследовательских компетенций. Подходы меняются, традиции же, заложенные старейшими вузами Европы, остаются. При любых изменениях конъюнктуры они помогают поддерживать некий стержень корпоративного содержания образования, статус выпускника АлтГУ. Он - в развитии, которое и есть история, в достижениях поколений студентов и ученых, в стиле, отличающем его от других университетов. При этом тысячелетняя основа – Vivat, Academia! – остается недевальвируемой.
МЫ - ПЕРВЫЕ
- Что чувствовал студент первого курса юрфака Землюков 40 лет назад? Не завидуете ли нынешним студентам?
- Что вы, мы такими счастливыми были! 1 сентября студенты-новобранцы уехали на картошку (святое дело в то время, вузы помогали убирать урожай), а мы, ребята постарше и покрепче, остались в городе. Я к тому моменту успел и в армии послужить, и в милиции. Ректор Василий Иванович Неверов попросил меня создать группу для охраны корпуса на проспекте Социалистическом. Ночью мы дежурили, днем - таскали мебель, расставляли ее, приводили в порядок аудитории. Преподаватели работали вместе с нами. У нас все тогда было первым - ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами. Это я сейчас понимаю, как им было трудно, как они уставали, работая сутками. Но счастье такое - приложить руку к созданию нового вуза - редко кому выпадает. Так что пусть нынешние студенты завидуют нам.
- Среди нынешних преподавателей АлтГУ много выпускников первых лет. Как они зарекомендовали себя в преподавательской работе? Прижилась ли такая практика формирования кадров?
- Был очень сложный период, не только для АлтГУ - для всех вузов, в 90-е годы ХХ века, когда упал набор в аспирантуру, молодежь искала работу, пусть не такую достойную, как преподавание, но необходимую на тот момент, позволявшую выжить. Сейчас вуз вернулся к практике формирования преподавательского состава из своих аспирантов. Стараемся, чтобы выпускники школ края и других территорий увидели перспективы, которые дает АлтГУ с его научной базой, одной из лучших в Сибири, инновационными направлениями биоинженерии, молекулярных технологий, физической и химической медицины и т. д. Я был недавно на встрече с талантливыми студентами и магистрами, удостоенными наград, премий, грантов самого высокого уровня. Это уже новая генерация вуза, готовая его развивать, поддерживать престиж. И знающая, как это делать.
- Кому первому пришла в голову идея создания на базе АлтГУ Российско-Азиатского университета? Что он даст вузу, Барнаулу, России?
- Идея возникла в канун IV Всероссийского студенческого форума, когда перед визитом Дмитрия Анатольевича Медведева ученые вуза и Губернатор края обсуждали, с какой актуальнойАзиатский форум студентов в Барнауле. Идея федерального университета возникла на этой площадке. темой обратиться к президенту страны. А позже, во время Азиатского студенческого форума "Образование без границ. Алтай – Азия - 2012", была поддержана наша инициатива создать ассоциацию азиатских вузов. В мае университет как участник Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) ждет гостей из 50 зарубежных вузов, ожидается, что на этой площадке и будет подписано соглашение о создании такой ассоциации. Подобного в России еще не было, мы первыми сделали этот шаг к формированию Российско-Азиатского федерального университета. Первые лица края, несомненно, правы, когда продвигают проект на федеральном уровне. Как локомотив инноваций и образовательная площадка такой вуз нужен трансграничному региону не меньше, чем материальные и кадровые ресурсы развития.
АРИСТОТЕЛЬ НА НОВЫЙ ЛАД
- Чего не хватает современному вузу? Что сделаете в первую очередь, если вдруг, гипотетически, возглавите Минобразования, как недавно стал министром бывший ректор Дмитрий Ливанов?
- Самая большая наша ценность - профессорско-преподавательский состав. С ним мы были рядом и в тучные времена, переживаем и непростые последние годы. Наверное, я начал бы с увеличения оплаты труда ученых и преподавателей. Да, есть решение к 2020 году довести их зарплату до уровня в два раза выше среднего по региону. Но делать это, на мой взгляд, нужно не по 5-10% в год, как сейчас, а единовременным решением взять и резко вывести ее на этот достойный уровень. А пока уровень доходов наших доцентов и профессоров в десять раз ниже, чем у их коллег в США или Европе. Все, что им остается, чтобы выжить, - увеличивать нагрузку.
- Но такое положение дел, по- моему, - показатель сформированного в обществе отношения к высшей школе, весьма противоречивого…
- Да, вы правы, высшее образование сейчас приобрело категорию некоего социального статуса. Лишь бы был диплом, так принято. Родители должны обеспечить ребенку такой статус - и все тут. А потом можно и за прилавок. Наверное, честнее задуматься: что даст ему этот диплом? С другой стороны, посмотрите, каким сложным оборудованием сейчас оснащены заводы, какие технологии используются, - без вузовской подготовки и не разобраться. Важно, чтобы полученные знания пригодились человеку в деле.
- Скоро новый наплыв абитуриентов. Каким, по прогнозам, будет конкурс, проходной балл, количество бюджетных мест? Довольны ли вы качеством подготовки выпускников школ?
- Честно говоря, я не помню, чтобы абитуриентов хвалили. Из года в год слышу, что, мол, прошлогодний набор был сильнее. Конечно, колебания есть, но растущий уровень сдачи ЕГЭ, думаю, отражает картину вполне реальную. Мы ориентировались на средний балл ЕГЭ 58-60%, потом - на 62,4%, в этом году, думаю, поднимем планку до 67-68%, а то и до 70%, что сопоставимо с проходным баллом в лучшие вузы РФ. Другой вопрос, что с учетом запроса рынка труда государство регулирует число бюджетных мест, снижая его, например, на гуманитарных направлениях. В 1973 году на юридическом факультете в трех группах обучались 90 бюджетников, еще две учили на внебюджетной основе. А сейчас на юридическом факультете всего 30 бюджетных мест. Потому что нет общественного запроса на подготовку такого количества юристов и экономистов, которое выпускали в последние 10 лет многие вузы, даже непрофильные. При явном перепроизводстве не всегда это качественное образование. Отсюда логика Минобразования: зачем тратить бюджетные средства на подготовку тех специалистов, которых и без того в избытке? Тема эта на слуху, и вот мое отношение к ней. Исторически в структуру классических университетов входили естественно-научный, юридический, философский, филологический факультеты. И я считаю, что перегибов быть не должно. Нельзя, например, сокращать подготовку филологов и историков на бюджетной основе. Их у нас не так много, с учетом того, что мы - родина Шукшина, регион богатой этнографии сибирской деревни, хранителей исконных говоров и традиций Сибири. Жизнь наших предков канет в небытие, если не зафиксировать ее сейчас. А кто завтра будет готовить грамотных менеджеров и управленцев? Сокращаем бюджетные места для историков и филологов, а потом не можем найти хороших преподавателей русской словесности и истории. Со своей стороны, мы делаем все, чтобы к нам шли лучшие ребята, - с высоким результатом ЕГЭ, победители олимпиад. Для них в вузе созданы достойные условия: повышенные стипендии, индивидуальные программы обучения одаренных студентов, места в общежитии.
- Что пожелаете в год 40-летия одного из лучших классических университетов Сибири его студентам и преподавателям?
- К юбилею альма-матер мы подходим с хорошими результатами и большими планами на будущее. От всей души поздравляю студентов, сотрудников и профессорско-преподавательский состав! Благодаря вашим стараниям мы развиваемся как крупный научно-образовательный центр Сибири. Счастья вам, здоровья, новых открытий и признания их значимости! Каждым из них вы подтверждаете мысль, высказанную еще Аристотелем, о том, что жизнь - это движение. А значит, надо двигаться, идти вперед.
СПРАВКА "ВБ"
За 40 лет АлтГУ выпустил 56 000 специалистов. Вуз сегодня - это более 16 тысяч студентов, аспирантов и докторантов, 15 факультетов и отделений: биологический, географический, журналистики, исторический, математический, политических наук, психологии и педагогики, физико-технический, социологический, экономический (МИЭМИС), химический, филологический, юридический, искусств, связей с общественностью. В списке 94 лицензионных программ ВПО - программы подготовки специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов (68 направлений), докторов наук (20 специальностей). На базе АлтГУ действует 23 центра переподготовки кадров, издательский комплекс, филиал Президентской библиотеки им. Ельцина, Южно-Сибирский ботанический сад, база учебных практик "Озеро Красилово" и т. д. В рейтинге Минобразования по качеству набора юридический факультет АлтГУ занял вторую позицию в России, впереди - лишь МГИМО.
Комментарии 0