Михаил Прохоров рассказал о своих планах, включая президентские выборы
05 апреля 2013, 13:04, ИА Амител
"Поговорим просто так, а потом пишите что хотите", — сказал Михаил Дмитриевич и за несколько часов выдал мне кучу политических баек и военных тайн, которые я все равно не смогу опубликовать, поскольку они не подтверждены записью.
Но за время этого разговора, мне кажется, я понял, насколько изменился Прохоров. Он поделился ближайшими планами, а их реалистичность мы попросили прокомментировать политтехнологов — гендиректора Центра политической конъюнктуры Игоря Бунина и бывшего соратника Прохорова по "Правому делу" Бориса Надеждина, который хорошо знает психологию Михаила Дмитриевича.
"Хоть раз "отыметь" "Единую Россию"
Два года назад олигарх полагал, что для политических побед достаточно просто набрать популярность, да вот незадача: в момент, когда его рейтинг грозил стать третьим в стране, Прохорова просто лишили инструмента — партии "Правое дело".
Прекрасно помню, как он растерялся: сначала заявил о рейдерском захвате партии, пообещал завтра же вернуть ее себе. А назавтра сказал, что это он сам ушел, а не его "ушли".
Теперь он уже не хочет всего и сразу, а планирует двигаться вверх потихонечку. Во-первых, он не стал "приобретать" уже готовую партию, как в прошлый раз, а начал создавать свою "Гражданскую платформу" с нуля.
Во-вторых, он не ставит перед собой цели побеждать сразу и везде. Помните, он обещал выставить списки "Правого дела" во всех без исключения регионах, где проходят выборы? "Гражданская платформа" поступит иначе — пойдет на сентябрьскую кампанию только там, где у партии есть сильный региональный лидер и шанс на победу.
"Наша главная задача на ближайшую осень — хоть в одном регионе "отыметь" "Единую Россию", — говорит Прохоров (здесь и далее цитаты воспроизвожу по памяти, поскольку запись не велась. — Авт.). — Обязательно нужно победить партию власти хоть где-то, чтобы просто показать: это не фантастика, это возможно. У нас есть надежда на Читу, Бурятию, Ярославль".
На несколько выборов пойдут "новички". К примеру — Александр Филиппов во Владимире. От него пока требуется занять уверенное второе место на губернаторских выборах, а первым, по замыслу олигарха, он должен стать через 5 лет.
А вот в губернаторы Московской области никто от партии Прохорова, скорее всего, выдвигаться не будет. Михаил Дмитриевич считает, что в этом регионе никто из сильных кандидатов (кроме действующего и.о. губернатора) без сговора с властью не сможет преодолеть муниципальный фильтр. "Допустим, мы поддержим кого-то, но, если окажется, что он представляет угрозу, способен сотворить второй тур, — его просто "убедят" снять кандидатуру, как это уже было на октябрьских выборах в нескольких регионах. И всем будет неловко".
Борис НАДЕЖДИН: "Все зависит от уровня выборов. Переиграть "Единую Россию" абсолютно реалистично, легко и просто на муниципальных выборах. Это происходит сплошь и рядом. Партия власти проигрывает в подмосковных городах, и это уже никого не удивляет.
Другое дело, что сам Прохоров пока "Единую Россию" не обходил. Это делали парламентские партии: коммунисты, недавно в Костроме округ выиграл справедливоросс. Кроме того, побеждали сильные самовыдвиженцы. И нужно понимать, что те, кого Прохоров поддерживал до сих пор (например, Сергей Андреев, ставший мэром в Тольятти, и Евгений Урлашов в Ярославле), побеждали вовсе не в результате усилий Прохорова, а в результате того, что местные элиты поругались с "Единой Россией".
Поэтому одержать локальную победу Прохоров сможет. А вот провести своего губернатора Михаил не рискнет. Я его хорошо знаю. На местных выборах он будет поддерживать людей, которые способны победить. Не сомневаюсь, что в некоторых регионах его люди пройдут в областную думу. Но впрямую биться с единороссом на губернаторских выборах Миша не будет. Он не решится "в полный рост" сражаться с Кремлем".
Игорь БУНИН: "Ситуация Прохорова очень простая. Он наконец-то решился стать политиком. То, что он делал раньше, было по согласованию, с позволения. Но он очень ловко прошел между струйками и занял уникальную позицию: теперь против него, с одной стороны, не возражает администрация президента, с другой — Болотная считает его почти своим.
Прохоров занял нишу, которую раньше занимала "Справедливая Россия" — кандидат, приятный во всех отношениях. Он может иметь не очень большой рейтинг, но его знают и он ни у кого не вызывает ненависти.
Насколько я понимаю, администрация президента хочет создать нечто вроде народного фронта по образцу ГДР. Дать политические возможности всем, кто принял правила игры с властью. Их три: не спорить, когда дело касается безопасности, быть солидарными по внешнеполитическим вопросам и принимать инициативы, внесенные лично Путиным. Эти правила приняли 4 парламентские партии.
Прохоров в их число пока не входит. Но ставит задачу аккуратно, не теряя популярности, не став социальным предателем, присоединиться к ним. То есть войти в круг политических сил, которые могут получить на правление область или край и с которыми готов работать президент.
На губернаторских выборах он будет должен согласовать свои кандидатуры с Кремлем, чтобы они не вызывали отторжения в администрации президента, и тогда получит шанс выиграть какой-то из регионов".
Метания олигарха
Здесь нужно сделать небольшое отступление. Мы сравниваем Прохорова сегодняшнего с ним же двухлетней давности так, будто он просто переместился из одной точки в другую. Между тем, все это время он метался, выписывал идеологические и политические зигзаги.
"Главный спор вокруг фигуры Прохорова заключается в том, кремлевский он проект или нет? — считает политолог Олег Кудинов. — Но и сам олигарх не может этого понять. Он был уверен, что является кремлевским проектом, когда получил благословение от президента Дмитрия Медведева на занятие политической деятельностью. По моим сведениям, такая беседа между ними была. Но Прохоров при этом не ожидал, что его будут использовать и жестко контролировать, а рассуждал примерно так: "Я такой красавчик, мне все удается, все меня любят. Бизнес делаю как хочу, и никто не мешает, и в политике стану выступать, как мне заблагорассудится". Люди, которым повезло, которые быстро выросли, часто рассуждают именно так, считают себя непобедимыми и неповторимыми. До первого нокаута. А Прохоров ведь даже в бизнесе особенно ни за что не дрался, все давалось без боя. В этом он очень похож на Березовского и Каспарова, которые не поняли, что политика — это не шахматы, не математика, не бизнес и не только финансы.
Итак, бывший президент пообещал ему полную поддержку, а потом ситуация изменилась — и олигарха "слили" из партии. Прохоров удивился: как у меня могут отобрать проект, в который я вложил деньги? Когда понял, что могут, — обиделся. Сначала пообещал создать новую партию. Потом заявил, что вообще уходит из политики, поскольку в этой стране ей заниматься невозможно, и затаился.
Но у него к тому времени уже была команда, которая убеждала: ты в политике нужен. Он почувствовал себя революционером, борцом с режимом, Че Геварой и отправился к уличной оппозиции, на Болотную. Покрутился там, поработал лицом, осмотрелся по сторонам и пришел к выводу, что: первое — у этого движения нет перспектив, оно никогда не объединится вокруг чьей-то фигуры; и второе — очень многие из вождей Болотной просто идиоты, с которыми лучше не попадать в один кадр. Не престижно.
И тут он получает сигнал уже из окружения будущего президента, что неплохо бы разнообразить ассортимент кандидатов в президенты. Прохоров колеблется, боится, что вложит деньги, а его снова кинут. Его убеждают: Путин свое слово держит, своих людей не бросает, если, конечно, его не предавать. Прохоров соглашается, в последний момент успевает сдать документы в ЦИК (есть даже версия, что он сдает их задним числом, с суточным опозданием). Так или иначе олигарх идет на выборы, добросовестно отрабатывает свою роль, ему благосклонно дают занять второе место по Москве.
Что делать после этого — олигарх не знает. 5 марта 2012 года он ложится на дно и ждет новых сигналов. Несколько раз объявляет о создании новой партии, но ответного сигнала нет, и он ничего не предпринимает. Очевидно, в июле "добро" было получено, и он провел съезд".
Кто-то рассказывает, что Прохоров вообще не хотел лезть в политику, так же, как и браться за проект ё-мобиля. Но его попросили, и он делает. Без огонька. Просто вкладывает деньги в свою "Гражданскую платформу" и толком не следит за ее делами. Однако я бываю на заседаниях федерального гражданского комитета партии, и по ним видно, что олигарху интересно. Да и из нашего разговора я сделал такой вывод.
Учителя вместо методологов
Но вернемся к дальнейшим планам олигарха. В сентябре 2014 года Прохоров планирует ввязаться в битву за Москву. Он ставит амбициозную задачу: выиграть выборы в Мосгордуму. С учетом того, что почти половина депутатов (22 из 45) пройдет по одномандатным округам, задача не кажется олигарху невыполнимой. По своему округу (район гостиницы "Космос") он сам пойдет одномандатником. Ну и, конечно, он же возглавит список "Гражданской платформы". В числе возможных кандидатов-одномандатников сестра олигарха, Ирина Дмитриевна. Не исключено, что и другие известные в столице люди. Называть фамилии олигарх отказывается даже не под диктофон.
"Я выиграю свой одномандатный округ, кого бы там против меня не поставили", — азартно говорит Прохоров мне.
Интересно, кто будет политтехнологами Михаила Дмитриевича во время столичной кампании? На заре политической карьеры он нанял команду с Украины, которая его подвела: спровоцировала конфликт как внутри партии "Правое дело", так и с администрацией президента.
"У нас в стране давно не было честных конкурентных выборов, российские политтехнологи потеряли квалификацию, — говорили тогда люди из окружения Прохорова, объясняя свой "украинский" выбор. — А на Украине выборы есть, и это хорошо натренированная команда".
Сегодня Прохоров тот неудачный выбор объясняет иначе: "Я же знал прекрасно, что все наши политтехнологи бегают в Кремль. Поэтому я им не доверял, считал, что они будут меня сдавать, и выбрал "заграничных". Увы, оказалось, что они до конца не понимают российской политической реальности".
Кстати, к вопросу о доверии и недоверии к доморощенным специалистам: перед нашей беседой я столкнулся в приемной Прохорова с Глебом Павловским.
"Теперь я встречаюсь с разными людьми. Видели бы вы хотя бы часть моих гостей — сильно бы удивились. Но это не значит, что я с ними работаю. Но на выборах в Мосгордуму буду опираться на людей из сферы образования и собесов".
По словам Прохорова, после отставки Лужкова было уволено много сотрудников департаментов образования (бывших РОНО. — Авт.), управ, префектур... В каждом районе будет создана команда, состоящая из этих людей, которые сами хорошо известны и знают проблему территорий. Они будут вести политтехнологическую работу на всех фронтах: и придумывать повестку дня, и агитировать от двери к двери.
Но в одном Прохоров себе не изменил: его главным политтехнологом остается Рифат Шайхутдинов — методолог, бывший депутат Госдумы от ЛДПР, обвинявшийся в умышленном банкротстве госпредприятий и присвоении их имущества. "Рифат, конечно, ошибся, когда предложил мне команду украинских политтехнологов, — говорит Прохоров. — Но в том, что касается работы с региональными элитами, он — непревзойденный профессионал. Он умеет их убеждать".
В команде Прохорова считают, что партии по силам набрать столько мандатов в МГД, чтобы сделать Михаила Дмитриевича спикером.
Игорь БУНИН: "Здесь он явно переоценивает свои возможности. Идти самому по одномандатному округу — это глупость. Генерал не может идти лейтенантом, не должен подставляться под пули. Предположим, он проигрывает в своем округе — тогда он просто зачеркивается как политик, девальвирует все успехи партийного списка. Это тот случай, когда одно поражение может завершить карьеру.
Насчет большинства в МГД я очень сомневаюсь. Но если Прохоров пойдет во главе списка и получит 20–25% — это будет успех. Я думаю, что так и произойдет: примерно четверть мандатов он может взять".
Борис НАДЕЖДИН: "Абсолютно уверен, что Мосгордуму Прохоров выиграет. В Москве у него реальный рейтинг на уровне 25%. Этого достаточно, чтобы получить больше голосов, чем "Единая Россия" или кто-то еще".
Битва за Москву
На контроле за столичным заксобранием Прохоров успокаиваться не собирается и не исключает своего участия в выборах мэра столицы через год. Впрочем, оговаривается: "Все будет зависеть от выборов в Мосгордуму и поддержки москвичей". Почему-то олигарх считает, что, в отличие от Мособласти, ему дадут просочиться через муниципальный фильтр в Белокаменной.
Борис НАДЕЖДИН: "Москвичи выберут Прохорова мэром, если Кремль не будет возражать. А мне почему-то кажется, что не будет"...
Игорь БУНИН: "Через муниципальный фильтр Прохоров пройти, наверно, сможет, потому что около трети депутатов не закреплены за администрацией президента. Собрать 7% подписей теоретически реально. Но я думаю, что он проиграет Собянину по простой причине: голосование за мэра — это не политическое голосование. Это голосование за техническое управление городом, за менеджера. И Собянин сейчас на пике активности, его успехи по благоустройству города неоспоримы. А Прохоров хоть и был хорошим менеджером "Норильского никеля", но не факт, что может управлять Москвой лучше, чем Собянин".
Премьер и газ
На заре политической карьеры Прохоров заявил, что готов к роли премьера и вполне может им стать. Сегодня его высказывания, даже за закрытыми дверями, диаметрально противоположны. Хотя ему, как и многим, кажется, что кресло Медведева вскоре может оказаться вакантным, себя в нем он не видит. "При нынешней ситуации мои шансы на премьерство равны нулю. Даже если мне предложат эту должность — я сразу проведу несколько тестов, чтобы понять: насколько самостоятельно мне дадут работать? Один из тестов такой: моим условием работы в кабинете будет свободный вход в трубу "Газпрома" для всех независимых производителей. Сейчас на это точно не пойдут, но ситуация может измениться".
Борис НАДЕЖДИН: "Я прекрасно понимаю отношение Прохорова к Медведеву. Михаил Дмитриевич считает, что Дмитрий Анатольевич занял его место. Да и из "Правого дела" его выкинул Медведев, по сути дела, чем его обидел. Сначала сказал "давай, иди в партию", а потом возглавил "Единую Россию" и убрал как конкурента. Но несмотря ни на что Прохоров вряд ли сегодня видит себя в премьерском кресле. Да и тест с "Газпромом" выглядит смешно, мелко. Трубу все равно рано или поздно откроют. Вопрос действительно важный, но это не уровень торга за пост премьера, между нами. Премьер должен добиваться права самостоятельно назначать своих заместителей. Это главное, при чем здесь труба"...
Игорь БУНИН: "Если Прохорову предложат быть премьером — он согласится с удовольствием, без торга и в любой момент. Только кто ж ему предложит? Я уверен, что Медведев сохранит пост премьера в ближайшие год-два. Отставка возможна только после того, как ДАМ доделает ту работу, выполнения которой от него требует президент. Нужно сначала завершить непопулярные реформы, а потом уже Путин решит, уходить Медведеву или оставаться.
Я думаю, что Путин будет менять Медведева, но на кого? На человека, близкого ему, знакомого ему, понятного ему, преданного ему. А не на человека, с которым придется договариваться".
Итоги–2018
Прохоров не верит, что на президентских выборах может победить кто-то из оппозиции. "Кого оппозиция предложит в правительство, кого они подготовили? Где команда? Где позитивные идеи развития? Я подготовил десятки классных управленцев, многие работают в органах власти — я знаю, о чем говорю, когда баллотируюсь".
На тему президентских выборов Прохоров говорит взаимоисключающие вещи. Он, например, не верит, что президентом может стать кто-то помимо Путина или его преемника. И при этом прозрачно намекает: "Итогом моей политической деятельности станет 2018 год". "Так вы рассчитываете стать этим преемником?" — спрашиваю. Говорит, что нет. Поди тут разберись в планах олигарха.
Борис НАДЕЖДИН: "Михаил точно не будет бороться в открытую с Путиным. Честно говоря, как-то у нас олигархов не очень выбирают. Есть регионы, где на прошлых выборах Прохоров получил меньше процента".
Игорь БУНИН: "Прохоров — человек успеха, он части общества представляется как герой. А в обществе вообще сегодня существует очень сильное поисковое желание. Оно ищет нового лидера.
Но самый главный вопрос не в Прохорове, а в том, пойдет ли на эти выборы Путин? Думаю, что окончательного решения у Путина нет. Но поскольку он — главный арбитр всей системы, которая без него может рассыпаться, то все будут его уговаривать идти на новый срок".
Япония нам поможет
Прохоров сотоварищи уже 2 года разрабатывают альтернативный план развития страны. Именно на этой ниве рождаются самые загадочные заявления олигарха. То он предлагал отменить рубль и перейти на евро, то учредить единое евразийское государство со столицей в Москве или за Уралом. Теперь у Михаила Дмитриевича новый идефикс: у России только два стратегических союзника — Европа и... Япония. По замыслу политика, Япония должна спасти нас от поглощения Китаем. Для этого она поможет нам построить города-заводы по периметру китайской границы. "Иначе мы не удержим территорию", - предостерегает олигарх. Интересно, какое до этого дело японцам?
Борис НАДЕЖДИН: "Японцев заинтересовать можно. Вообще программа Прохорова, если из нее убрать несколько эпатажных вещей, абсолютно выполнимая, прагматичная. Здраво мыслит человек, и не только о внешней политике".
Игорь БУНИН: "Геополитический выбор России — не между США и Европой, Китаем и Японией. Он в другом: идти вперед, в цивилизованный мир, или возвращаться в прошлое: советское, имперское. Похоже, сейчас власть сделала этот выбор. С ее точки зрения проект единой Европы проваливается, она вечно в кризисе. Поэтому появилась идея самобытности, особого пути России, изолированности. Всплывает архаика, мы начинаем себя считать не просто региональной державой, а величайшей империей, мы начинаем думать, что наш флот непобедим, а Кипр должен быть стоянкой для него. Нужна милитаризация населения, всеобщая бдительность потому что кругом враги. Мы пока еще очень медленно поплелись одновременно в Советский Союз и Российскую империю.
Поэтому выбор только в том, вперед или назад. А выбирать между Германией и Японией — чушь и кандидату в президенты городить ее не обязательно. С другой стороны, Прохоров — человек, который умеет обучаться. Когда он пришел в "Норникель" - он часами занимался минералами. С геополитикой тоже разберется и определенные надежды на разворот вперед с ним можно связывать. Я абсолютно уверен, что как человек с высоким уровнем интеллекта, он сумеет разобраться в самых сложных проблемах.
Проблема Прохорова в том, что он пока еще слишком бизнесмен. Бизнесмены отличаются от политиков чрезмерной рациональностью, отсутствием эмоций. А политик обязательно должен быть человеком с эмоцией. Он должен не просто командовать, а зажигать людей. Без этого создать команду будет очень сложно.
Комментарии 0