Минфин и ФНС не могут выполнить поручение Путина
23 августа 2012, 10:18, ИА Амител
В декабре 2011 года премьер-министр Владимир Путин на юбилейном съезде "Деловой России" поддержал предложение президента организации Александра Галушки о ликвидации налогового учета, который все организации должны вести наряду с бухгалтерским.
Галушка тогда смог убедить премьер-министра фактами: средние издержки на ведение учета в подразделениях российских компаний в четыре раза выше, чем в таких же подразделениях за рубежом, только на зарплаты "армии бухгалтеров" бизнес ежегодно тратит около 2 трлн рублей. По итогам участия в съезде Владимир Путин поручил Минфину, ФНС и Минэкономики "подготовить предложения по внесению изменений в законодательство РФ, касающихся упрощения налогового и бухгалтерского учета, в том числе проработав возможность отмены параллельного налогового учета".
— Представители ФНС при Путине согласились,
что да, надо отменять, но потом возник скандал, — говорит источник
"Известий" в одном из заинтересованных ведомств. — "Деловая Россия"
всегда использует моменты, когда нельзя сказать "нет". Они предложили
отменить то, на чем сейчас держится вся система, а это невозможно. И
теперь нужно проползти между Сциллой и Харибдой. Сейчас ведомства
придумывают, как выкрутиться из этой ситуации.
Руководство
"Деловой России", пристально следящее за исполнением поручения, обратило
внимание на то, что оно потихоньку "умерло" в ведомственных
департаментах, а бюрократическая нагрузка на компании меньшей не стала.
Как
следует из ответа Минфина на запрос "Известий", отменять налоговый учет
ведомство не планирует, речь идет лишь о его постепенном упрощении.
Действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению
налогового учета на основе бухгалтерского учета, говорится в ответе. Но
вместе с тем составление налоговой отчетности на основе документов
бухучета может иметь целый ряд негативных последствий, в том числе
привести к уменьшению налоговой нагрузки на определенные категории
налогоплательщиков, через правила бухгалтерского учета в обход
законодательства о налогах и сборах.
— Подготовка налогового учета на основании исключительно документов бухгалтерского учета нецелесообразна, — заключает Минфин.
Упрощаться налоговый учет будет "путем корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета <...>".
— Это значит, что дело
закончится только сближением двух учетов, но убирать целиком статью
Налогового кодекса о налоговом учете не будут, кардинальных изменений не
произойдет, —отмечает председатель комитета по налогам "Деловой России"
Марина Зайкова. — Технически выполнить поручение Владимира Путина
достаточно сложно, и ведомства этого делать не хотят.
В ФНС сказали, что не будут давать комментарии по этому вопросу.
—
Бухгалтерский учет живет своей жизнью, в нем отражена лучшая
международная практика, — говорит Александр Осипов. — Сближение двух
учетов означает отмену норм, которые не соответствуют бухгалтерскому
учету, по-другому невозможно. Ничего на налоговом учете не держится —
это упрощенно дублированная форма бухгалтерского учета. Еще Герман Греф
говорил, что из-за раздутого учета главная профессия в стране
— бухгалтер. Такой доли бухгалтеров серди работающих нигде в мире больше
нет.
По мнению Александра Осипова, чиновникам не свойственно что-либо упрощать и отменять, дебюрократизировать.
—
Программный блок для ведения налогового учета стоит минимум 500 — €1,5
тыс., каждая средняя и крупная компания вынуждены его устанавливать. К
тому же приходится иметь дополнительные налоговые отделы в компаниях, —
говорит Осипов.
Глава департамента налогового консультирования компании International Tax Associates, UFS Investment Group Рустам Вахитов поддерживает предложения предпринимателей.
—
Система администрирования и документации в России намного более
сложная, чем в большинстве европейских стран. И отмена налогового учета
была бы позитивным шагом по упрощению условий ведения бизнеса, — считает
он. — Во всем мире, как правило, нет отдельного налогового учета, есть
только корректировки бухучета для целей налогообложения, но они не
требуют отдельного налогового учета и содержания двух разных
бухгалтерий. Стандартный пример: для целей бухгалтерского учета компания
может списывать затраты на приобретение оргтехники сразу, а для целей
налогового учета это сделать нельзя — с точки зрения налоговых вычетов
амортизация растягивается на несколько лет.
Чиновники не хотят
отменять налоговый учет не только потому, что это технически сложно —
для них это неудобно также в плане контроля.
— Можно
предположить, что ведомствам как потребителям этой информации удобнее
иметь свою систему отчетности, отдельный налоговый учет им более удобен и
понятен, а в других ситуациях нужно будет работать с информацией,
подготовленной для других целей с корректировкой для налоговой
отчетности, — отмечает Рустам Вахитов.
— На практике около 90% организаций ведут налоговый учет на базе бухгалтерского учета, сейчас Минфин это формализует. Чтобы не вступать в прямое противоречие с президентом, Минфин решает упростить и сблизить учеты. Но если бы налоговый учет отменили, бумаг бы стало в два раза меньше, — добавляет Марина Зайкова.
Комментарии 0