Минфин рискует пенсиями
29 августа 2013, 06:38, ИА Амител
Совещание по развитию электроэнергетики Сибири и Дальнего Востока Владимир Путин решил провести в Хакасии, в административном комплексе Саяно-Шушенской ГЭС. Как и ожидалось, разговор получился сложным.
Планов – громадье! В конце 2011 года на эйфории скорого выхода из глобального экономического кризиса правительством была принята обширная программа развития энергетических мощностей в восточной части страны до 2025 года. Предполагалось, что из разных источников финансирования в строительство новых станций и сетей будет инвестировано 588 миллиардов рублей. Причем на решение первоочередных задач предполагалось направить до 400 миллиардов.
А других задач тут и нет. Как отметил сам Владимир Путин, износ электрических и тепловых сетей на здешних обширных территориях превышает 70%, и с этим надо срочно что-то делать.
Однако сейчас радостные послекризисные настроения сменились тревожным ожиданием рецессии и стагнации отечественной экономики. В федеральном бюджете сейчас просто нет тех средств, на которые рассчитывали полтора года назад. Министр финансов Антон Силуанов уже не раз говорил, что по итогам нынешнего года госказна может недосчитаться поступлений в размере около триллиона рублей.
На совещании в Хакасии выступал заместитель Силуанова Андрей Иванов. Он сообщил, что Минфин сейчас рассматривает "несколько сценариев макроэкономического развития страны, в том числе предусматривающий снижение доходов бюджета на несколько сот миллиардов рублей через три года".
"Отклонение по доходной части у нас в 2014 году от составленного и принятого комиссией по бюджетным проектировкам правительства РФ в минус по 2014 году – на 197 миллиардов рублей, по 2015 году – на 553 миллиарда рублей и по 2016 году – в минус на 871 миллиард рублей", – уточнил Иванов.
Вот поэтому на совещании с участием президента речь пошла в первую очередь о поисках новых источников финансирования строительства станций и сетей.
Министр энергетики Александр Новак предложил использовать для этих целей средства Фонда национального благосостояния, в частности, вложить на возвратной основе в замещение выбывающих мощностей на Дальнем Востоке около 100 миллиардов рублей из ФНБ.
Андрей Иванов заявил, что лучше в качестве источника средств для энергетиков использовать средства Пенсионного фонда. "Включая государственную гарантированную поддержку, в рамках которой у нас предусмотрен соответствующий объем обязательств в виде госгарантий, в том числе и на 2014 год", – добавил замминистра финансов.
Правда, Иванов не назвал конкретную сумму госгарантий, которой планируется поддержать ПФР. Вполне вероятно, что этих цифр тоже несколько, как и планов макроэкономического развития страны.
Путин идею Минфина поддержал. "Я думаю, что мы должны прислушаться к мнению министерства финансов. Мы так и сделаем, учтем ваши рекомендации", – заявил президент.
Можно с большой долей вероятности предположить, что ведомство Антона Силуанова, испытывающее острый финансовый голод, мечтает не просто распечатать заначки ПФР и ФНБ, но и добраться до средств независимых пенсионных фондов. Известно, что в настоящее время на их счетах аккумулировано около 1,6 триллиона рублей. Но государственным органам контроля они практически не подчиняются.
Минфин подготовил законопроект, ужесточающий ответственность и отчетность НПФ. По сути, новый документ приравняет эти организации к коммерческим банкам в части контроля за риском у их аффилированных лиц и ответственностью акционеров.
Заниматься исследованиями финансовой деятельности НПФ будет в первую очередь главный мегарегулятор – отечественный Центробанк. Ожидается, что заново образующиеся пенсионные фонды будут создаваться преимущественно в форме акционерных обществ. Действующим НПФ также будет предложено "переквалифицироваться" в АО.
Эксперты опасаются, что многие руководители и акционеры давно существующих независимых пенсионных фондов не захотят расставаться со своей вольницей и становиться прозрачными. Однако Минфин и Центробанк могут проявить настойчивость и серьезно усложнить жизнь несогласным.
А такая необходимость уже настала. По данным Пенсионного фонда РФ, компании, управляющие пенсионными накоплениями, занимаются чем угодно, но только не обеспечением максимально высокой доходности для клиентов.
За первое полугодие из 59 сформированных ими портфелей 15 показали отрицательную доходность. А два портфеля – от УК "Интерфин капитал" и УК "Тринфико" – ушли в минус более чем на 30%. Менее половины из 48 действующих на отечественном рынке управляющих компаний смогли обогнать инфляцию, еще меньше – побороться в доходности с ВЭБом.
Управленцы объясняют свои неудачи просчетами в формировании активов, проблемами падающего рынка российских ценных бумаг, недооцененностью отечественных электроэнергетических и металлургических компаний. Вот с такими "недооцененными" управляющими компаниями и собирается бороться Минфин в первую очередь. И, вполне возможно, у него это получится.
Но интересно, какой рецепт найдет финансовое ведомство, когда средства федерального Пенсионного фонда пойдут на реализацию инфраструктурных мегапроектов. Положительного опыта такого инвестирования в России – кот наплакал, а вот примеров бюрократической неповоротливости, чудовищного воровства и коррупции – хоть отбавляй.
Поэтому вполне возможно, что гигантские стройки на просторах огромной страны превратятся в унылые долгострои, а средства будущих пенсионеров – в призрачный мираж.
Комментарии 0