Минфин упростит бухгалтерию до полной безотчетности

30 января 2013, 13:38, ИА Амител

Министерство финансов в ближайшее время внесет в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые освободят организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), от обязательного представления в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности. Об этом "Известиям " рассказал заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Это одна из мер по упрощению системы бухучета, над которыми сейчас работает Минфин. Кроме того, в феврале первый раз соберется созданная при министерстве рабочая группа, которая определит, какие элементы бухгалтерии можно еще упростить. 

В Минфине напомнили, что начиная с 2013 года для всех налогоплательщиков отменено обязательное представление в налоговые органы квартальной бухгалтерской отчетности, а для "упрощенцев" эту норму предложено распространить и на годовую отчетность. Правда, это не освободит юридических лиц — "упрощенцев" от ведения учета (от учета по новому закону освобождены лишь индивидуальные предприниматели — как физические лица). Но отчетность будет представляться только в органы статистики. 

Упрощенную систему налогообложения могут применять организации и индивидуальные предприниматели, доход которых не превышает 60 млн рублей в год. 

В Минфине считают, что никакие категории юрлиц не могут быть освобождены от ведения бухучета, речь может идти только о постепенном совершенствовании и упрощении системы учета для некоторых категорий предприятий. Поэтому, хотя в старом законе о бухгалтерском учете от 1996 года была норма, что организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухучета, в новом законе, вступившем в силу с 1 января 2013 года, такой нормы нет. 

— В старом законе ее изначально тоже не было, она появилась позже в виде поспешно принятых поправок и по сути противоречила множеству других федеральных законов, в которых прямо или косвенно содержится требование вести бухучет, начиная от Гражданского кодекса, закона об акционерных обществах и заканчивая специальными законами, — говорит Сергей Шаталов. — Эта норма была неработающей, мертвой, получился юридический казус. Но тем не менее ее многие применяли. К тому же в законе речь шла не о полном освобождении от ведения бухучета, а лишь о его сокращении — учет основных средств и нематериальных активов в любом случае должен вестись в полном объеме, а это самый трудоемкий участок учета. 

На практике некоторые организации бросили вести бухучет в дозволенной части, и у них сразу начались проблемы, рассказывает Шаталов. Без бухучета нельзя понять множество вопросов: как акционерному обществу распределить чистую прибыль, как сопоставить чистые активы с величиной капитала, как определить отчуждаемое имущества в результате крупной доли, как выплатить долю выходящему из общества участнику, как сформировать ликвидационный баланс и прочие. 

Представители организаций бизнеса обрадованы и удивлены предложением Минфина избавить предпринимателей от отчетности, но предположили, что для некоторых это станет стимулом бросить ведение бухгалтерского учета вообще. 

— Кто будет вести бухучет, если его никто не будет проверять? — говорит глава налогового комитета "Деловой России" Марина Зайкова. — В бухучете нет ничего страшного, это просто запись в хронологическом порядке своих хозяйственных операций, не несущих каких-то больших затрат. Хотя разово восстанавливать по году учет труднее, чем вести его методично и планово заносить все операции. 

Первый вице-президент "Опоры России" по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин также был очень удивлен неожиданной новостью от Минфина. 

— Для чего тогда вообще вести бухучет, если не надо его сдавать? Это вопрос, которые задают все предприниматели, с которыми я обсудил эту тему. Это настолько неожиданно, что никто с ходу не может понять, что происходит, — говорит Корочкин. 

В Минфине на это ответили, что если у предпринимателей по причине отказа от бухучета возникнут какие-либо из вышеперечисленных проблем, то они будут сами в этом виноваты. 

— Идентификационными признаками юрлица являются отдельное имущество и отдельные обязательства, и они отражены в бухгалтерском балансе, который является лицом предприятия, — говорит Сергей Шаталов. — Обязанность вести бухучет существует столько, сколько существуют юридические лица.

Владислав Корочкин согласен с тем, что ведение отчетности необходимо для самого предпринимателя, так как любой бизнес ориентирован на рост и в определенный момент при благоприятном стечении обстоятельств он потеряет право на УСН и должен будет перейти на общую систему налогообложения. 

В отделе методологии бухучета и отчетности Минфина уточнили, что в прошлом году по поручению президента министерство практически завершило формирование упрощенной системы бухучета, которая предназначена в первую очередь для малого бизнеса. Для малых предприятий введены простые формы бухгалтерской отчетности, которые содержат на 80% меньше показателей, чем для крупных организаций. Один из последних приказов Минфина разрешил микропредприятиям вести бухгалтерию без двойной записи. В феврале начнет работу рабочая группа, созданная при Минфине. В нее вошли представители малого бизнеса, бухгалтеры и аудиторы, ученые и чиновники. Ее главная задача — "рассмотреть все участки бухучета и определить, какие еще элементы бухгалтерии можно упростить", сказали в Минфине. 

Член экспертного совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по совершенствованию налогового законодательства Вадим Ткаченко говорит, что освобождение от обязанности сдавать отчетность в налоговую будет хоть каким-то минимальным послаблением для "упрощенцев", малый бизнес эту меру предлагал давно. 

— Бывают случаи, когда не успеваешь подать отчетность, а за это установлены штрафы в размере от 1 тыс. рублей за декларацию. За заведомо ложную информацию в отчетности штрафы от 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Это решение сэкономит время и некоторые затраты, но кардинально ситуацию не изменит, — считает Ткаченко.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров