Минфин упростит бухгалтерию до полной безотчетности
30 января 2013, 13:38, ИА Амител
В Минфине напомнили, что начиная с 2013 года для всех налогоплательщиков отменено обязательное представление в налоговые органы квартальной бухгалтерской отчетности, а для "упрощенцев" эту норму предложено распространить и на годовую отчетность. Правда, это не освободит юридических лиц — "упрощенцев" от ведения учета (от учета по новому закону освобождены лишь индивидуальные предприниматели — как физические лица). Но отчетность будет представляться только в органы статистики.
Упрощенную систему налогообложения могут применять организации и индивидуальные предприниматели, доход которых не превышает 60 млн рублей в год.
В Минфине считают, что никакие категории юрлиц не могут быть освобождены от ведения бухучета, речь может идти только о постепенном совершенствовании и упрощении системы учета для некоторых категорий предприятий. Поэтому, хотя в старом законе о бухгалтерском учете от 1996 года была норма, что организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухучета, в новом законе, вступившем в силу с 1 января 2013 года, такой нормы нет.
— В старом законе ее изначально тоже не было, она появилась позже в виде поспешно принятых поправок и по сути противоречила множеству других федеральных законов, в которых прямо или косвенно содержится требование вести бухучет, начиная от Гражданского кодекса, закона об акционерных обществах и заканчивая специальными законами, — говорит Сергей Шаталов. — Эта норма была неработающей, мертвой, получился юридический казус. Но тем не менее ее многие применяли. К тому же в законе речь шла не о полном освобождении от ведения бухучета, а лишь о его сокращении — учет основных средств и нематериальных активов в любом случае должен вестись в полном объеме, а это самый трудоемкий участок учета.
На практике некоторые организации бросили вести бухучет в дозволенной части, и у них сразу начались проблемы, рассказывает Шаталов. Без бухучета нельзя понять множество вопросов: как акционерному обществу распределить чистую прибыль, как сопоставить чистые активы с величиной капитала, как определить отчуждаемое имущества в результате крупной доли, как выплатить долю выходящему из общества участнику, как сформировать ликвидационный баланс и прочие.
Представители организаций бизнеса обрадованы и удивлены предложением Минфина избавить предпринимателей от отчетности, но предположили, что для некоторых это станет стимулом бросить ведение бухгалтерского учета вообще.
— Кто будет вести бухучет, если его никто не будет проверять? — говорит глава налогового комитета "Деловой России" Марина Зайкова. — В бухучете нет ничего страшного, это просто запись в хронологическом порядке своих хозяйственных операций, не несущих каких-то больших затрат. Хотя разово восстанавливать по году учет труднее, чем вести его методично и планово заносить все операции.
Первый вице-президент "Опоры России" по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин также был очень удивлен неожиданной новостью от Минфина.
— Для чего тогда вообще вести бухучет, если не надо его сдавать? Это вопрос, которые задают все предприниматели, с которыми я обсудил эту тему. Это настолько неожиданно, что никто с ходу не может понять, что происходит, — говорит Корочкин.
В Минфине на это ответили, что если у предпринимателей по причине отказа от бухучета возникнут какие-либо из вышеперечисленных проблем, то они будут сами в этом виноваты.
— Идентификационными признаками юрлица являются отдельное имущество и отдельные обязательства, и они отражены в бухгалтерском балансе, который является лицом предприятия, — говорит Сергей Шаталов. — Обязанность вести бухучет существует столько, сколько существуют юридические лица.
Владислав Корочкин согласен с тем, что ведение отчетности необходимо для самого предпринимателя, так как любой бизнес ориентирован на рост и в определенный момент при благоприятном стечении обстоятельств он потеряет право на УСН и должен будет перейти на общую систему налогообложения.
В отделе методологии бухучета и отчетности Минфина уточнили, что в прошлом году по поручению президента министерство практически завершило формирование упрощенной системы бухучета, которая предназначена в первую очередь для малого бизнеса. Для малых предприятий введены простые формы бухгалтерской отчетности, которые содержат на 80% меньше показателей, чем для крупных организаций. Один из последних приказов Минфина разрешил микропредприятиям вести бухгалтерию без двойной записи. В феврале начнет работу рабочая группа, созданная при Минфине. В нее вошли представители малого бизнеса, бухгалтеры и аудиторы, ученые и чиновники. Ее главная задача — "рассмотреть все участки бухучета и определить, какие еще элементы бухгалтерии можно упростить", сказали в Минфине.
Член экспертного совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по совершенствованию налогового законодательства Вадим Ткаченко говорит, что освобождение от обязанности сдавать отчетность в налоговую будет хоть каким-то минимальным послаблением для "упрощенцев", малый бизнес эту меру предлагал давно.
— Бывают случаи, когда не успеваешь подать отчетность, а за это установлены штрафы в размере от 1 тыс. рублей за декларацию. За заведомо ложную информацию в отчетности штрафы от 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Это решение сэкономит время и некоторые затраты, но кардинально ситуацию не изменит, — считает Ткаченко.
Комментарии 0