Министерства определили ответственных за рейтинги
18 декабря 2012, 12:59, ИА Амител
Каждое ведомство, участвующее в
программе, назначило по просьбе Минэкономразвития трех ответственных.
Отвечать перед Андреем Белоусовым назначены 33 чиновника. В него
включены представители 11 федеральных ведомств. В их числе, например,
замминистра финансов Алексей Моисеев, замглавы Минэнерго Михаил
Курбатов, замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей
Цыганов. Двойная ноша досталась Евсею Гурвичу, руководителю
Экономической экспертной группы — он играет за "команды" Минфина и ФНС
одновременно.
Из документов следует, что уже расписаны все
встречи с экспертами Всемирного банка на 2013 год. Например, в январе
представители Минэкономразвития, Минфина и правительства Москвы должны
встретиться с экспертом ВБ по промоутированию инвестиций Робертом
Уайтом. Он уже 30 лет учит чиновников предлагать свои страны для прямых
инвестиций. На его счету проекты в Бразилии, Гаити, Казахстане и
Тринидаде и Тобаго. Провести таких специалистов не так просто. Например,
в рамках исследования о лучшей практике продвижения инвестиций в 2012
году Уайт выяснил, что 80% госорганов, ответственных за привлечение
инвестиций, просто проигнорировали партнеров — не отзвонили или не
ответили на e-mail инвестора, в роли которого выступали представители
ВБ. Россия, к счастью, экзамен государственного "таинственного
покупателя" (это метод проверки уровня обслуживания в ритейле) не
провалила, так как в рэнкинге не участвовала — но знать такие приемы
Всемирного банка нашим чиновникам надо.
Из документов
следует: для того чтобы подготовиться к выходу Doing Business-2014 (а
эти данные будут опубликованы в преддверии 2014 года, так же как данные
для 2013 доступны уже сейчас) осталось не так уж много времени —
собирать данные о достижениях надо уже в мае-июне. За последний год
Россия поднялась лишь на 8 пунктов, до 112-го места (данные Doing
Business-2013). При этом, например, по такому индикатору,
как "регистрация предприятий", ожидалось, что Россия поднимется со
111-го до 92-го места, но на деле она оказалась на 9 позиций ниже (101-е
место) и сейчас находится где-то между Непалом и Сан-Томе и Принсипи,
входящих в список беднейших государств в мире. А еще по пяти критериям
показатели оказались даже хуже, чем годом ранее. В их числе условия
кредитования бизнеса в России, степень защиты интересов инвесторов и пр.
За
следующий год, как следует из таблицы запланированных достижений по
разным направлениям, Россия должна предъявить серьезные достижения в
разделе "регистрации предприятий" и перескочить с так и не достигнутого
92-го места на 47-е, потеснив в скорости регистрации эстонцев и финнов.
Вторые по масштабам подвижки должны произойти в области защиты интересов
инвесторов. Согласно планам, нужно переместиться с 79-го на 46-е место.
А фактически — с нынешнего 117-го на 46-е. Этот индекс показывает
уровень защиты прав миноритарных инвесторов в ситуации, когда директора
используют компанию для извлечения личной выгоды. В индексе три
составляющих, Россия хуже всего выглядит по индексу ответственности
директоров, то есть по возможности акционеров засудить проворовавшегося
директора и вернуть компании потерянные деньги.
По мнению
руководителя группы корпоративной практики компании Goltsblat BLP Антона
Панченкова, на данный момент планы по повышению позиции России в Doing
Business выглядят несколько декларативно.
— Стремление
улучшить свое положение в этом рейтинге по подходу напоминает 1990-е
годы, когда Россия очень активно кредитовалась во Всемирном банке, —
рассказал Панченков "Известиям".
Идея налаживать личный
контакт с международными экспертами полезна, но этого будет явно
недостаточно. Можно, конечно, искусственно представлять им ситуацию в
выгодном свете можно, но до тех пор, пока составители рейтинга не
опросят реальный пул иностранных инвесторов, делающих живой бизнес в
России, говорит Панченков. По его мнению, для достижения реальных
результатов необходимо коренным образом изменить подход чиновников к
регулированию и контролю бизнес-сообщества.
— Все
бюрократически процедуры должны двигаться строго в соответствии с
законодательством, в идеале предусматривающим 2–3 понятные процедуры в
"одном окне", а не 28 справок, выписываемых от руки. Пока же Россия —
действительно забюрократизированная и процедурно медленная для
предпринимателей юрисдикция, — считает он.
В таком движении
есть положительные стороны. С одной стороны, пояснил "Известиям" ведущий
аналитик аналитического департамента компании "Альпари" Михаил Крылов,
это позволит подтянуть Россию к западным стандартам, используя
бенчмаркинг. С другой — позволит объяснить экспертам Всемирного банка,
как правильно воспринимать тот или иной факт российской
действительности.
Комментарии 0