Минобороны получит второй «Лошарик»

04 декабря 2012, 13:48, ИА Амител

Глубоководная атомная станция, получившая за необычность конструкции прозвище "Лошарик", о которой "Известия" писали в начале ноября, в скором времени обзаведется младшей "сестрой". По информации "Известий", на заводе "Звездочка" в Североморске возобновлено строительство еще одной атомной глубоководной станции (АГС), название которой строго засекречено.

Источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил "Известиям", что лодка станет уменьшенным вариантом батискафа "Лошарик" и будет, так же как и он, предназначена для специальных работ на дне океана, в том числе в Арктике. В чем они будут заключаться, в Минобороны не говорят, но, судя по наличию у таких лодок манипуляторов, это может быть проведение донных работ, в том числе по исследованию дна и сбору различных предметов — обломков затопленных спутников, разбившихся в океане самолетов, затонувших кораблей. Кроме того, не исключено, что мини-субмарины использую для подводной разведки.

— "Лошарик" во время последнего похода в Арктике показал высокую автономность и глубину погружения. Он может долго находиться на больших глубинах, поэтому необходим для геологических исследований и буровых работ на глубоководном шельфе. Новая лодка будет как минимум не уступать по эффективности, — сказал собеседник "Известий".

В Минобороны "Известиям" отказались комментировать информацию о строительстве новой мини-субмарины, сославшись на то, что основные характеристики проекта засекречены. 

Предыдущие три глубоководных станции были построены на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Первая из них под номером АС-23 проекта 1851 "Нельма" вошла в строй в самом конце 1986 года. Последняя имеет номер АС-35, построена по модернизированному проекту 18511 и передана флоту в ноябре 1995 года. После этого в 2003 году был построен "Лошарик" (проект "Калитка"), а сейчас строят еще одну мини-лодку на базе корпуса недостроенной в советское время "Нельмы".

— В 1990 годы в Санкт-Петербурге была заложена четвертая "Нельма", но достроить ее там не смогли, и перевели на судостроительный завод "Звездочка" в Северодвинске. Там она простояла более 10 лет в закрытой части завода, пока у военных не нашлись деньги на возобновление строительства, — пояснил "Известиям" на условиях анонимности  представитель ОПК.

Военный эксперт, редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев считает, что из всех приполярных государств Россия располагает наиболее дееспособной группировкой глубоководных атомных станций.

— Если отрывистые сведения о "Нельмах" верны, то это означает, что у нас есть готовые исследовательские аппараты и, самое важное, подготовленные гидронавты. Главное управления глубоководных исследований ВМФ России (ГУГИ) в этом случае тоже является самым профессиональным в мире. Руководство управления неоднократно заявляло о готовности содействовать гражданским научно-исследовательским миссиям, — сказал Корнев "Известиям".

Знакомый с ситуацией высокопоставленный офицер флота сообщил "Известиям", что лодка будет титановой.

— Легкий корпус представляет собой полисферическую конструкцию, то есть соединенные между собой "шарики"-сферы. С учетом конструктивной сложности строительство новой лодки такой конструкции займет минимум 5–7 лет. Если речь идет о том, чтобы наполнить обороудованием уже готовый корпус, то это всего 1,5–3 года, — добавил он.

Начинка станции, как, например, подводные манипуляторы, система освещения, энергопитания и т.д., скорее всего, будет аналогичной той, которой оснащен "Лошарик". Новый атомный реактор лодки делают на одном из закрытых предприятий в Обнинске Калужской области.

Носителем нового "Лошарика" должна стать переделанная атомная подводная лодка "Подмосковье". Она с 1998 года проходит "глубокую модернизацию" в ЦС "Звездочка". Известно, что лодке уже удалили отсек для межконтинентальных ракет "Синева" и сейчас создают вместо него док-станцию для мини-субмарины. По планам флота, все работы по "Подмосковью" должны завершиться до конца 2014 года.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров