Минобрнауки сократит список специальностей в вузах в пять раз
22 апреля 2013, 11:47, ИА Амител
— В официальных классификаторах много профессий, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда из-за узконаправленности. Зато современных нет. Переход со "специализации" на "направления" позволит готовить кадры в более широком диапазоне, — считают в Минобрнауки.
Директор Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина (участвует в процессе обновления классификаторов) пояснила, что с переходом на двухуровневое образование Россия уйдет от подготовки по специальностям к подготовке по направлениям, как это делается во всем мире.
— Наша система специализации не является гибкой. Речь идет о принципиальной смене концепции, — рассказывает эксперт. — Специальности останутся только в "специалитете" (второй уровень магистратуры). Будущие специалисты и студенты получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля.
Контрольные цифры приема в вузы будут рассчитываться по направлениям, уточнила директор института.
— Классификация должна быть сопряжена с профессиональными стандартами, ведь нельзя забывать, что основной потребитель специалистов — рынок труда, — добавила Абанкина.
Актуальность обновления общероссийских классификаторов связана еще и с тем, что в 2011 году ЮНЕСКО утвердила обновленную версию Международной стандартной классификации в образовании (МСКО). В рамках проекта предполагается гармонизировать российские классификаторы с МСКО.
Реорганизация профессий скажется как на преподавателях, так и на самих учебных заведениях. Придется менять учебные программы, схемы подготовки студентов, корректировать учебные курсы и т.д.
Руководитель Центра образовательных разработок "Школы управления "Сколково" Андрей Баркин подчеркнул, что профессиональные направления и рынок труда сейчас быстро меняются. И есть смысл определить список общих направлений, чтобы каждые несколько лет "не переписывать одну и туже бумажку".
— Уже 70 лет существует система международных организаций, которые координируют вузовские программы различных стран, — поясняет Баркин. — Одна из таких организаций — ООН, в которую входит Международная организация труда (МОТ) — высшее образование находится на стыке образования и труда. Система высшего образования становится глобальной, и нужны общие решения, которые подходят большинству стран. Иметь 191 национальный классификатор как-то неразумно.
Директор Института политических исследований, проректор по связям с госорганами и общественными организациями РЭУ имени Плеханова Сергей Марков невысокого мнения о будущих изменениях.
— Эти постоянные изменения и "переназывания" кажутся не реформами, а имитациями. В Британии, Франции и многих других странах сохраняются названия профессий. Нам также нужно менять в первую очередь содержание учебных материалов и процесса обучения. А эти перетряски структуры, названий и т.д. я считаю контрпродуктивными, — пояснил Марков.
Окончательный и обновленный список — уже направлений, а не специализаций — должен появиться в начале декабря текущего года.
Комментарии 0