Минздрав вернулось к идее табачного ЕГАИС
10 декабря 2012, 10:58, ИА Амител
Эти предложения Минздрава стали
ответом на заявление министерства финансов, что увеличение акцизов на
сигареты повлечет рост нелегальной торговли. Вероника Скворцова считает
вышеперечисленные меры "более целесообразными" в борьбе с незаконной
торговлей, чем ограничение роста акцизных ставок.
"Международный
опыт показывает, что существует набор мер, позволяющих свести к
минимуму риски незаконной торговли, ряд этих мер закреплен в проекте
протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями", -
говорится в документе. В число таких мер, по мнению Минздрава, входят
лицензирование или иное равноценное санкционирование табачного
производства и торговли; требования для продавцов табака о проверке
оптовых покупателей, информирование госорганов о некоторых видах сделок;
автоматизированная информационная система отслеживания табачной
продукции, ограничение ввоза табачной продукции для личного пользования.
Создать
табачную ЕГАИС Минздрав предлагал и раньше: такая система упоминалась в
первой редакции законопроекта "О защите здоровья населения от
последствий потребления табака", который был обнародован в августе 2011
года (сейчас документ под другим названием находится в Госдуме). На
такую систему предполагалось потратить около 420 млн рублей, но позже
эту норму из законопроекта убрали.
Производители сигарет считают предложенные Минздравом меры неэффективными.
-
На алкогольном рынке ЕГАИС (на создание которой было потрачено, по
экспертным оценкам, 300-600 млн рублей - "Известия") результата не
принесла, доля нелегальной продукции там по-прежнему высокая. Зачем
вводить эту систему и для табачных производств? - недоумевает
представитель отрасли. - Тем более что нам грозит ввоз нелегальной
продукции, а не производство внутри страны, как с алкоголем. Поставить
счетчики на десяток заводов, расположенных в России, нет смысла, а на
белорусские, казахские и китайские производства - нет полномочий.
Похожая
история и с лицензированием производства. Все заводы принадлежат
крупным производителям, которые регулярно отчитываются перед
проверяющими органами, подчеркивают в отрасли. Однако лицензирование
торговли может иметь позитивный результат, считают производители.
-
У нас невысокие штрафы за продажу сигарет детям и слабый контроль за
этим, - сетуют представители отрасли. - Поэтому так часто происходят
нарушения. Лишение лицензии - куда более серьезное наказание, чем даже
большой штраф.
Уголовная ответственность за незаконную
торговлю табаком - нужная мера, считает представитель отрасли. Казахские
сигареты уже сейчас встречаются на российском рынке, и ни полиция, ни
таможенная служба, ни Роспотребнадзор активно этой проблемой не
интересуются.
Нормы, предложенные Минздравом, содержатся в
одном из документов Всемирной организации здравоохранения - протоколе о
ликвидации незаконной торговли табачными изделиями.
- Этот
документ был принят недавно, - рассказала сопредседатель Антитабачной
коалиции Дарья Халтурина. - В нем прописано создание международной
автоматизированной системы сбора информации о производстве табачной
продукции. Через пять лет страны начнут ратифицировать протокол. Мы не
знаем, захотят ли Беларусь и Казахстан присоединиться к этому документу,
но пока предпосылок для отказа нет.
Но даже если соседи по
Таможенному союзу откажутся ратифицировать данный протокол, контрабанда
из этих стран России не страшна. Как подчеркнул Минздрав в своем письме,
производство сигарет в Беларуси и Казахстане составляет всего 15%
российского рынка.
Аналогичные системы для табачного рынка уже
существуют в Евросоюзе, Бразилии, Канаде, Кении, Бразилии. В
Великобритании это позволило снизить долю нелегальных сигарет с 20% до
5%. В России подобная система даст положительный результат, считает
Халтурина. Ее нужно использовать для фискального контроля - по данным
Антитабачной коалиции, сейчас производители сигарет недоплачивают
порядка 7% налогов.
Косвенно уголовная ответственность за
контрабанду сигарет существует и сейчас, отмечает Халтурина, но в
нынешнем виде она не очень эффективна.
- Уголовное наказание
именно за контрабанду отменили, в УК осталась статья за неуплату налогов
в особо крупной размере, от 5 млн рублей, - продолжает собеседница
издания. - Для табачной отрасли это очень большая цифра. Я считаю, что
порог уголовного наказания можно снизить, например, до 50 тыс. рублей.
В
мире, по данным "Евромониторинга", в 2011 году нелегальной была каждая
десятая сигарета. То есть более 600 млрд штук — либо контрафакт (2/3),
либо контрабанда (1/3). Из-за черного рынка табака правительства разных
стран в сумме теряют более $40 млрд недополученных налогов ежегодно, в
Евросоюзе этот показатель составляет €10 млрд.
Комментарии 0