Модернизация Ту-204 на грани провала
27 июля 2012, 07:52, ИА Амител
В январе вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял о том, что уже этим
летом самолет Ту-204СМ сертифицируют и начнут серийно производить.
Модернизированный Ту-204 должен дополнить в линейке современных
российских лайнеров Sukhoi Superjet — оба относятся к
среднемагистральным. Но, как выяснили "Известия", Ту-204СМ до сих пор не
сертифицирован, а конкуренты наступают ему и "суперджету" на пятки.
Госконтракты разорваны
В
декабре 2008 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
заключила госконтракты с Минпромторгом на доработку Ту-204-300, глубокую
модернизацию самолета Ту-204 (до Ту-204СМ) и усовершенствование
Ту-204/214 на общую сумму 3,65 млрд рублей. ОАК также занималась
привлечением и внебюджетных инвестиций — в итоге в 2008–2010 годах на
эти работы направлено 7 млрд рублей. При этом госконтракты, как сообщила
в недавнем отчете Счетная палата, были расторгнуты с нарушением закона —
за несколько дней до истечения срока работ.
— Общая стоимость
не выполненных по двум государственным контрактам сертификационных
работ, летных и наземных испытаний по самолету Ту-204СМ составила 174,2
млн рублей, что может задержать реализацию проекта глубокой модернизации
самолета Ту-204 (Ту-204СМ), — говорится в материалах Счетной палаты.
Источник
на рынке пояснил "Известиям", что такой досрочный разрыв контрактов мог
быть связан с отсутствием твердых заказов на самолет. Однако и сейчас
спрос на самолет остается под вопросом.
Red Wings может отказаться от покупки
На
авиасалоне "Фарнборо-2008" российская лизинговая компания "Ильюшин
Финанс Ко" (ИФК) подписала контракт с ОАК на $1,5 млрд на поставку 31
самолета Ту-204СМ в 2010 году плюс опционы. В числе конечных клиентов
рассматривались российские, иранские и южноамериканские авиакомпании.
"Ильюшин Финанс" подписала меморандум с российской Red Wings. Фактически
перевозчик Александра Лебедева был единственным крупным заказчиком
самолетов — позже стало известно, что ульяновский "Авиастар-СП" должен
до 2016 года изготовить для Red Wings уже 44 самолета.
Как рассказал "Известиям" источник, близкий к Red Wings, использование Ту-204СМ было предусмотрено бизнес-планом.
—
Бизнес-план не снят с повестки дня, но он и не исполняется,— говорит
собеседник. — Самолеты должны были по первичному бизнес-плану прийти в
2011 году, потом в 2012 году. Теперь уже и 2012-й заканчивается, и этих
самолетов нет, — пояснил источник. Новые самолеты собирались
использовать для чартерных перевозок — идеологом оснащения Red Wings
Ту-204СМ был глава совета директоров компании Александр Канищев, но он
недавно покинул компанию. Официально в Red Wings не стали комментировать
свои намерения в отношении покупки Ту-204СМ.
Как сообщили
"Известиям" в ОАК, сейчас на модернизацию заключен новый госконтракт, по
которому сертификация должна пройти до конца года. Когда начнется
серийное производство самолета, в "Авиастар СП" и в "Туполев" оперативно
пояснить не смогли.
Начальник отдела маркетинга ОАО "Туполев"
Андрей Туполев также заверил "Известия", что сейчас самолет проходит
сертификацию, а серийное производство Ту-204СМ начнется во второй
половине 2013 года. "Сейчас всего твердых заказов где-то на 70 машин, —
говорит Туполев. — Это российские авиакомпании, в частности ведутся
переговоры с Red Wings", — отметил Туполев. По его словам, среди твердых
заказчиков есть и иностранцы, названия компаний Туполев раскрыть
отказался, отметив лишь, что среди них есть госструктуры.
Между
тем Ту-204СМ догоняют западные среднемагистральные самолеты —
конкуренты по соотношению цены и качества. В первую очередь это Airbus
А-321 — компания планирует выпускать его с новым двигателем, и значит,
все А-321 со старым двигателем, которых очень много на рынке, сильно
подешевеют, говорит источник, близкий к Red Wings. По его словам, также
на вторичном рынке, в частности в России, должно появиться значительное
количество самолетов Boeing 757. Американские перевозчики — например,
Delta Airlines — планируют со следующего года начать выводить их из
своего флота, у них есть около 150 машин.
— Это самолет, на
который есть запасные части, техническое обслуживание и всё, что нужно
для эксплуатации, и он будет стоить $10–12 млн, пусть даже $20 млн. А
Ту-204 СМ, у которого не всё здорово с запасными частями, с инженерным,
летным и техническим персоналом, — $34,5 млн, — констатирует собеседник.
Туполев
в ответ на это указал, что появление на рынке нового "аэробуса" и
подержанных "боингов" учитывается при работе над Ту-204СМ.
—
Мы отдаем себе отчет, что у нас расход горючего побольше, у нас вес
побольше, что у нас (стоимость) поддержания летной годности повыше,
потому что такая логистика, и так далее, — говорит представитель ОАО
"Туполев". — Цена нашего самолета соизмерима со стоимостью западных
конкурентов по лизинговым ставкам.
Комментарии 0