МВД закупает автозаки с биотуалетами на полмиллиарда рублей
27 марта 2013, 10:07, ИА Амител
Общая сумма, которую готово сразу потратить МВД на обновление своего парка автозаков, — почти 520 млн рублей. Как следует из технической документации к тендеру, планируется закупить три вида "транспортных средств для перевозки лиц, заключенных под стражу, находящихся под стражей, задержанных (осужденных, обвиняемых в совершении преступлений)". Больше всего МВД заинтересовано в "воронках" на шасси "автобусов особо малого класса и малотоннажных фургонов". Судя по всему, речь идет о фургонах типа "Газель" или их аналогах, которых закупят сразу 153 штуки. Вместимость такого автомобиля должна составлять не менее 12 человек: четыре заключенных в общей камере, трое — в одиночных, а также до пяти человек конвоя.
Второй вариант автозака (73 штуки) будет уже на основе небольшого грузовика грузоподъемностью до 4 т. В нем имеется только одна одиночная камера. В общих камерах могут поместиться до 18 человек. Конвой состоит из четырех человек: водителя в кабине и трех охранников непосредственно в конвойном помещении внутри салона. Отдельно в комплектации прописано наличие биотуалета. Такая же новинка предусмотрена и в самом большом автозаке. Количество задержанных в таких машинах увеличивается до 27 человек. Именно эти автозаки использовались для перевозки задержанных активистов во время прошлогодних и недавних оппозиционных митингов в Москве.
Для конвоя предусмотрены полумягкие сидения, в то время как для спецконтингента — "жесткие сидения со спинками". О кондиционерах речи даже не идет, но в помещениях конвоя должны иметься жидкостные или дизельные отопители. Система вентиляции также довольно простая — "осуществляется через окно входной двери, аварийно-вентиляционный люк и — принудительная — через приточно-вытяжной вентилятор".
Все автомобили должны быть поставлены в МВД до октября этого года.
Известный правозащитник, глава столичной ОНК Валерий Борщев заявил "Известиям", что в параметрах автозаков представители МВД не указали один весьма важный аспект — размеры камер.
— По международным стандартам, которых мы должны придерживаться, на одного человека должно приходится около 1,5 кв. м, а у нас не доходит и до 0,5 кв. м, — говорит правозащитник.
Он особо отметил, что заключенные не один раз жаловались в ЕСПЧ на невыносимые условия перевозок в автозаке, которые сродни пыткам, и выигрывали.
— Были решения ЕСПЧ как по России, так и по Украине и Латвии, но пока ничего не поменялось, — поясняет Валерий Борщев. — У ФСИН мы находим понимание необходимости изменений, но с МВД диалог именно по этому вопросу пока не получается.
Любопытно, что контракт на покупку автозаков явно был подготовлен достаточно давно. На аукционных документах еще стоит фамилия замначальника управления организации материально-технического обеспечения департамента тыла МВД Сергея Горелика. Между тем, как сообщали "Известия", некоторое время назад он был освобожден от должности после скандала с закупкой программного обеспечения для информатизации МВД по завышенным ценам. Многие контракты, подготовленные еще при прежнем министре Рашиде Нургалиеве, заключены так и не были, а другие подверглись серьезной ревизии.
В МВД "Известиям" пояснили, что заказ на автозаки — плановый.
— Закупка специальных автомобилей производится в целях модернизации и замены автопарка, в связи со списанием старых машин, — заявили "Известиям" в пресс-центре МВД.
Закупка автозаков стояла особняком среди остальных тендеров. Дело в том, что в ходе реформы МВД планировало избавиться от ряда "несвойственных функций". В их числе назывались медвытрезвители, техосмотр автомобилей и конвоирование арестантов и подследственных.
Предполагалось, что возить в СИЗО, суд, на допросы и следственные действия задержанных будут охранники из Федеральной службы исполнения наказаний. За МВД должны были остаться только изоляторы временного содержания (ИВС).
Соответствующая норма закона вступала в силу с 1 января этого года. Но за день до этого президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, отменяющий передачу функций конвоирования из МВД во ФСИН. 15 марта депутаты единогласно одобрили президентские поправки. Сам проект в Госдму представлял зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн. По его словам, поправка была весьма своевременной и позволила сэкономить для бюджета около 110 млрд рублей.
Это мнение разделяет и создатель правозащитного портала Gulugu.net Владимир Осечкин.
— Очень рад, что передача конвоирования не состоялась! — заявил он "Известиям". —
Одним из самих главных плюсов правозащитник считает разделение по охране арестантов во время пребывания в СИЗО и их перевозке. По его мнению, в этом заключается защита от произвола и возможного насилия. С одной стороны, конвой не может сдать избитого заключенного в изолятор — коллеги из тюремного ведомства возмутятся и немедленно проведут медицинское освидетельствование, так как не захотят брать на себя ответственность за его состояние. Точно так же поступают и конвойные, получая арестанта от коллег.
Адвокат Евгений Черноусов, в прошлом полковник МВД, также согласен с мнением, что в момент реформы ФСИН добавлять ей функции конвоя было ошибочным решением.
— С этим поспешили. Конвойные службы МВД отрабатывали свои схемы десятилетиями, и нет смысла их менять, — считает юрист. — Нарушений в их работе немного, а вот передача этой деятельности в тюремное ведомство, где идет сокращение личного состава, могла привести к сбою важной государственной функции.
Он также отметил, что вслед за внесением поправок в закон "О полиции", связанных с функцией конвоирования, необходим еще ряд нововведений. Так, по его словам, полицейских надо обязать фиксировать любые следственные действия на видео. Сейчас такая возможность прописана в законе, но не конкретизируются, когда она должна использоваться. Между тем, уверен адвокат, наличие видео в конфликтных ситуациях станет неоспоримым аргументом применения силы, добывания доказательств и т.д.
Комментарии 0