На Алтае селяне переживают за низкие закупочные цены на сырьё

18 октября 2012, 13:18, ИА Амител

Каждый день Наталья Ангальдт из Завьялова сдает заготовителям 80 литров молока, летом - почти в три раза больше. В личном подсобном хозяйстве сельской жительницы - целое стадо в 30 голов, в том числе 12 дойных. В семье Ангальдт молоко – основной источник дохода. Но каждый день для хозяйки начинается с вопроса: "Пускать ли своих кормилиц под нож?" Тревогу бьет уже вся деревня, где заготовители принимают молоко у населения по мизерным ценам. Об этом пишет "Алтайская правда".

Частник предполагает…

- В прошлом году завьяловские частники сдавали молоко заготовителям по 11 рублей за литр, сейчас – по девять. В соседних селах Глубоком и Харитонове за молоко дают восемь с половиной рублей, - говорит Наталья Ангальдт. - В деревне вырезают скот. Убывает дойное стадо. Чтобы прокормить одну корову, люди сдают на мясо две. Каждый день скотовозки курсируют по селу. Нынче мы еще протянем, а на следующий год, если молоко не поднимется в цене, то после отела я вырежу все поголовье, как это однажды уже приходилось сделать нашей семье. На мой взгляд, в идеале сырье должны закупать у частников не меньше чем за 14 рублей, учитывая, сколько сейчас стоят корма.

В управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности края утверждают, что в настоящее время барнаульские переработчики установили закупочную цену на молоко от 12 рублей и выше.

Однако частники этих денег не видят и не понимают, почему розничная цена на продукт растет, а закупочная стремительно падает. Переработчики утверждают, что стоимость сборного молока из-за низкого качества всегда была и будет на рубль-полтора дешевле стоимости молока от общественных хозяйств. К тому же заготовители сбивают рубль-два, когда принимают молоко в личных подсобных хозяйствах.

- В этом году было очень много жалоб от владельцев личных подсобных хозяйств и частников на низкую стоимость молока. По каждой из них мы разбирались, доходили до сельского совета, встречались с заготовителями, переработчиками – такие цепочки распутывали! - говорит Татьяна Зеленина, начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности края. – Бывает, и частники тоже хороши, проквасят молоко, потом содой раскислят и пытаются его сдать. Когда заготовители и переработчики приезжают к сдатчикам с приборами для замера качества сырья, так люди отчего-то на ровном месте спотыкаются и опрокидывают ведра молока.

Больше всего жалоб в управление поступило от жителей Шипуновского, Поспелихинского и Топчихинского районов.

…переработчик располагает

Несколько месяцев назад в помощь владельцам личных подсобных хозяйств края специалисты разработали проект договора между сдатчиком молока и заготовителем, заготовителем и перерабатывающим предприятием. По словам Татьяны Зелениной, этот документ получили все районные сельхозуправления. Договор разработан для того, чтобы юридически защитить частников от самоуправства заготовителей, которые устанавливают низкую закупочную цену и не рассчитываются за принятое молоко.

- Мы предлагали крупным хозяйствам, которые есть почти в каждом районе края, принимать молоко у населения и сдавать со своим переработчику. Так удалось бы вычеркнуть из схемы закупки молока заготовителей. Но руководителям хозяйств не нужна головная боль, - говорит Татьяна Зеленина.

Колхоз имени Кирова в Шипуновском районе – один из немногих в крае, кто работает именно так: скупает у своих работников молоко по 12 рублей 50 копеек и сдает его вместе с колхозным на Алейский маслосыркомбинат.

- У нас самая высокая цена на сырье в районе, - говорит Петр Павлов, председатель колхоза имени Кирова. – Мы взяли молоко – и дело с концом, а перекупщикам-то еще и разбогатеть надо.

Кстати, переработчики соседних областей - Новосибирской, Омской, Томской – уже несколько лет как отказались от сбора молока у частников. Работают только с общественными хозяйствами.

- Люди правильно делают, что бьют тревогу. Выход один – повышать закупочную цену на молоко, - говорит Валерий Деккерт, председатель объединения "Алтайсоюзмолоко" и директор племрепродуктора "Чистюньский" Топчихинского района. - Если этого не сделать, то последствия для животноводства будут плачевными. На сегодняшний день себестоимость кормов слишком высокая. При таких затратах животноводством заниматься невыгодно. У частников пока один выход – писать жалобы в соответствующие инстанции. Крупные предприятия тоже бьют тревогу, как и владельцы ЛПХ. Нас вынуждают продавать молоко по 10,5–11 рублей за литр. О какой рентабельности может идти речь?

P.S.
Пока готовился материал, заготовители в селе Завьялово подняли закупочную цену на молоко на 50 копеек.

Цифра

8 рублей – минимальная цена, по которой закупается молоко у частников и владельцев личных подсобных хозяйств в районах края. 13 рублей – самая высокая закупочная цена.

Факт

В начале октября Минсельхоз обнародовал проект правил, регламентирующий предоставление животноводческим предприятиям субсидий на килограмм реализованного молока. Документ не оправдал ожиданий молочников. В числе прочего он исключил владельцев личных подсобных хозяйств из списка претендентов на дотации. Хотя в Алтайском крае именно ЛПХ сдают переработчикам около 50% всего молока. Председатель правления "Союзмолоко" Андрей Даниленко назвал запрет на получение федеральных средств для личных подсобных хозяйств необоснованным, дискриминационным. По его словам, если проект будет принят в текущей редакции, то большинство производителей реализуемого (товарного) молока в регионах России не смогут получить федеральные дотации. Молочники обратились к своим коллегам в регионах с просьбой ходатайствовать к Минсельхозу и правительству о необходимости пересмотреть проект.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров