«Наши-leaks»: Кремль как бизнес

07 марта 2012, 11:59, ИА Амител

Как не самая высокая должность в администрации президента помогает организовать бизнес, устроиться на престижную работу или "отмазать" от органов – в расследовании Forbes.

9 февраля издательский дом "Коммерсантъ" направил в полицию заявление о возбуждении уголовного дела против членов прокремлевского молодежного движения "Наши" – Кристины Потупчик, Артура Омарова, Романа Вербицкого и других. "Ъ" заподозрил "нашистов" в организации DDoS-атак на сайт ИД, подозрение основывалось на опубликованной анонимными хакерами переписке членов движения. 

Управление "К", расследующее киберпреступления, провело проверку по заявлению "Ъ" (как назвала это представитель управления в разговоре с Forbes, "установочные мероприятия"). Материалы перенаправлены в отдел МВД по району Сокол (ответ управления "К" на этот счет 5 марта опубликован в блоге гендиректора "Ъ" Демьяна Кудрявцева).

В рамках расследования может получить правовую оценку сама переписка, говорит Кудрявцев.

Хакеры, скрытые за "брендом" Anonymous публикуют вскрытую переписку до сих пор,  в доступе появилось несколько гигабайт информации – сотни писем примерно десяти постоянных авторов. Как члены Anonymous сообщали в переписке с журналистами, целью взлома были Потупчик и ее начальник, глава Росмолодежи Василий Якеменко, за ними последовали их корреспонденты.

Forbes расследовал некоторые факты огромного массива писем одного из таковых: лица идентифицированного в переписке как Олег Леонидович Хорохордин, занимавшего до последнего времени пост замначальника департамента управления внутренней политики администрации президента (АП). В январе чиновник перешел на работу в правительство, что в беседе с Forbes подтвердил сотрудник аппарата Белого дома.

"Из его почты мы узнали, что за одно лишь посещение зубного врача он может заплатить почти два миллиона рублей, и 90 тысяч рублей — за букет для очередной поклонницы. Именно к этому малоизвестному чиновнику обращаются с нижайшими просьбами о помощи в выигрыше тендеров на государственные закупки в Республике Алтай", – характеризуют хакеры Хорохордина в своем "обращении к народу России".

Хорохордин, как и Потупчик, на вопросы редакции отвечать не стал. "Я клевету про себя, опубликованную в интернете, не комментирую", – ответил чиновник на вопрос о подлинности переписки.

Опрошенные Forbes бывшие и нынешние сослуживцы Хорохордина опровергать подлинность авторства не стали.

-- Я сам брал Хорохордина на работу в середине 2000-х, -- вспоминает член Общественной палаты, прежде глава департамента в управления внутренней политики АП Михаил Островский.  – Быстро обучавшийся, точный в исполнении и умеющий хорошо контактировать с разными группами.

Непосредственными руководителями чиновника в АП были Иван Демидов, куратор отношений с общественными организациями, Константин Костин, нынешний глава управления внутренней политики, бывший глава того же управления Олег Говорун, а также сам Владислав Сурков, работающий теперь вице-премьером.

В последние годы Хорохордин быстро рос по службе, говорит Островский: "это говорит о том, что пользовался авторитетом у начальства".

Хорохордин курировал отношения с общественными объединениями бизнеса, профсоюзами, а позднее занимался, в том числе, вопросами партстроительства, говорит близкий к АП собеседник. Отдельной сферой ответственности чиновника был опекаемый Сурковым сколковский проект.

Как показывает переписка, порой чиновник даже чересчур ответственно относился к Сколково.

$5 млрд на выборы

"Проблемы и дружить. на сколково или выборы до 5 млрд долл. готов лично с С. говорить по скайпу. считает, что это заказ из казахстана от первого лица", – письмо такого содержания пользователь aspetrenko@mail.ru прислал предположительно Хорохордину 13 октября 2010 года (орфография и пунктуация оригинала сохранены).

Речь в послании может идти об опальном казахстанском банкире Мухтаре Аблязове: в октябре 2010 года он безуспешно боролся с российским правосудием. За несколько дней до этого письма Тверской райсуд Москвы санкционировал заочный арест Аблязова.

В тот же день, что письмо от aspetrenko@mail.ru пришло на ящик предположительно Хорохордина, постоянная партнер чиновника по переписке с адреса alina_radchenko@mail.ru (подробнее о ней читайте в главе "Кадровое агентство "Кремль") прислала получателю ссылку на страницу "Википедии" с описанием биографии Аблязова.

Банкир входил в ближайшее окружение Нурсултана Назарбаева, потом перешел в оппозицию, провел год в тюрьме, был помилован президентом и перебрался в Россию, где затеял амбициозные девелоперские проекты.

С началом кризиса БТА Банк Аблязова был национализирован властями Казахстана, в ходе проверки выяснилось, что экс-владелец вывел активов на $10 млрд. Ситуация была похожа на скандал вокруг Банка Москвы: государство после покупки одного из крупнейших банков страны обвинило его бывших собственников в кредитовании своих компаний.

В 2010 году уголовное преследование Аблязова было инициировано и в России. Руководители его девелоперской компании "Евразия Логистик" оказались под арестом, сам бизнесмен скрылся в Лондоне (подробнее читайте в статье "Срок как вершина карьеры"). Аблязов неоднократно публично заявлял, что считает свое дело инициированным лично Назарбаевым и его окружением.

Редакция Forbes попыталась связаться с Аблязовым именно в тот день, когда британский королевский суд заочно поместил экс-банкира под стражу, а помощники Аблязова на запросы редакции не ответили.

Банкир стремился закрепиться в России после опалы на родине, говорит глава центра МГУ по изучению процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. -- Среди тех, кто мог покровительствовать бизнесу банкира в России, источники упоминали лужковскую элиту, но о его контактах на федеральном уровне никогда ничего известно не было.

С кем предположительно Аблязов хотел встретиться в администрации президента, скрыто за инициалом "С". Фонд "Сколково" и подготовка к выборам в Кремле традиционно относились к сфере компетенции Суркова. Судя по содержанию почтового ящика, предположительно Хорохордин к Сколково также мог иметь близкое отношение: готовил "объективки" по персоналиям проекта, делал обзоры прессы и проч.

Один раз в бытность Суркова первым замглавы АП история с "откатом" за встречу с ним становилась публичной. В феврале 2011 года пользователь Twitter @TimStigal пожаловался Дмитрию Медведеву: не могу встретиться с Сурковым для изложения некоего проекта по урегулированию конфликтов на Кавказе, поскольку кто-то из "посредников" требует за эту услугу $300 тыс. Президент связал его с чиновником, в итоге все ограничилось телефонным разговором между Сурковым и автором жалобы: на встречу чиновник, по официальной версии, не согласился, поскольку блогер отказался назвать имена вымогателей.

Сам Сурков мог не иметь понятия, что кто-то из его подчиненных просит с ходоков деньги за общение с ним, но клерки своим положением точно пользовались, рассказывает политолог, работавший с АП. Он вспоминает, как курировавшая один из южноуральских регионов сотрудница управления внутренней политики требовала €50 тыс. за встречу с Сурковым.

"Предвыборная черная касса Кремля – не миф, -- полагает экс-депутат Госдумы Владимир Рыжков. -- Раньше было множество разрозненных свидетельств этому, периодически всплывали факты раздачи денег то в одном месте, то в другом. Вскрытая переписка все приводит в систему и служит подтверждением существования такой кассы".

Сурков передал через своего представителя, что не будет отвечать на вопросы редакции.

"Если сделка состоится, 10% от полученных денег – твои"

Видный представитель крупного бизнеса – бывший совладелец "Вимм-Билль-Данна" (ВБД) Давид Якобашвили упоминается в переписке чиновника владельцем почтового ящика eddy2772@gmail.com. В письме от 9 октября 2009 года отправитель прислал на почту предположительно Хорохордина письмо с файлом "Коммерческое предложение". Автор обещает получателю следующую форму "благодарности": "Если ты переговоришь с Якобашвили по моему вопросу, а если сделка с ним состоится, 10% от полученных мной денег – твои". Автор называет себя "Эдуард".

Суть предложения Якобашвили -- строительство молочного комплекса в Алтайском крае стоимостью 100-120 млн рублей (10% от сделки – 10-12 млн) за подписью директора барнаульской группы компаний "Стандарт" Эдуарда Джамгаряна.

Якобашвили в беседе с Forbes рассказал, что Хорохордин однажды звонил ему – но в конце 2010 года и по другому поводу: просил оказать финансовую поддержу благотворительному фонду при РПЦ. Узнав, что ВБД уже оказывает такую поддержку, чиновник попрощался, вспоминает Якобашвили. Когда и как он познакомился с чиновником АП, бизнесмен не помнит, а предложений об алтайском бизнесе ни от кого никогда не слышал.

Джамгарян на вопросы о контактах с Хорохординым не ответил.

Алтайский бизнес часто просил у чиновника АП сомнительной помощи. В письме от 20 августа 2009 года владелец ящика chebatok43@mail.ru обращается "без лишних слов сразу к делу": "На следующей неделе будет объявлен тендер Алтайэнерго… Мне интересно выиграть этот тендер. Если у тебя есть возможность, помоги, на твоих условиях". Автор подписывается "Андрей". По адресу chebatok43@mail.ru в социальной сети "Мой мир" зарегистрирован Андрей Упоров. Так же зовут бывшего директора и соучредителя ООО "Алтайэлектротехкомплект". В письме речь идет об "электросчетчиках, трансформаторах и щитовом оборудовании".

6 февраля 2007 года "Алтайэнерго" в письме Хорохордину упоминает владелец почтового ящика oav@alemar.ru. Автор не подписывается, однако в других посланиях с того же адреса обозначает себя Алексеем Остроуховым (так звали бывшего начальника сектора по работе с акционерным капиталом компании). Суть его предложения чиновнику: покупка пакета акций энергокомпании. "Мое предложение – я покупаю по номиналу (вы прикрываете три года эту сделку от проверок), отдаю разницу за вычетом 13% от цены Барнаула, остальное себе за идею или мы проводим по 4400000 руб., остальное выше стоимости между собой, за вычетом 13%, но мне за идею больше", –  пишет автор, в конце выражая надежду на "порядочность" получателя.

Имя Остроухова в связи с "Алтайэнерго" упоминалось несколько раз. Другие его письма на вскрытый адрес касаются предложений о покупке 25% акций монгольской угольной компании "Шиириз Стоун ХХК", барнаульского ООО НПК "Логокомпозит" и других "деловых" вопросов. Причем в 2009 году послания приходили уже с адреса oav@oprf.ru – корпоративной почты Общественной палаты РФ.

Остроухов работал в Общественной палате (ОП) с июля 2008 до августа 2009, попав по "чьей-то высокой рекомендации", вспоминает представитель ОП (как знакомство с Хорохординым помогало устраиваться на работу – см. главу "Кадровое агентство "Кремль").

В пресс-службе "Алтайэнерго" на вопросы Forbes ответить не смогли: имя Хорохордина представителю компании оказалось незнакомо. На сотрудников ОП ограничения по ведению коммерческой деятельности не распространены, они не госслужащие, трактует глава пресс-службы палаты Марина Рыклина.

Практика обращения предпринимателей к сотрудникам АП с просьбой о решении бизнес-вопросов существовала, вспоминает вице-президент "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, до 2004 года возглавлявший экономическое управление Кремля. Обращались постоянно, и не только олигархи, говорит он, а чиновники по регламенту должны были перенаправлять все письменные обращения в правительство.

Участие чиновников в решении бизнес-вопросов за "откат" – распространенная практика, объясняет председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: чиновники могут и отказывать просителям, но психология коррупции такова, что все верят в то, что чиновники могут "помочь".

От Алтая до Солянки

Подробности:  http://www.forbes.ru/sobytiya/vlast/79801-nashi-leaks-kreml-kak-biznes?page=0,0

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров