Наземный космонавт: в Барнауле живёт водитель лунохода Андрей Калиниченко
12 апреля 2013, 09:28, ИА Амител
Имена членов отряда, занятого управлением "Луноходом-1", стали известны широкой публике лишь спустя 23 года, после публикации в 1993 году статьи о них в газете "Красная звезда". Ведь испытаниями и запуском планетохода занимались военные, хотя внешне его водители выглядели как гражданские люди.
Позывной - "Заря-8"
До 26 лет Андрей Калиниченко считал себя сугубо гражданским человеком, работая инженером в Барнауле. Внезапно его вызвали повесткой в Центральный райвоенкомат, а затем призвали в армию. Службу нёс начальником радиостанции космической связи в Красном Селе под Ленинградом. Там, имея позывной с космонавтами "Заря-8", и прикоснулся к космосу.
Как-то командир станции зачитал офицерам телеграмму о наборе в какую-то специальную часть. Андрей Калиниченко, как и несколько его коллег, рискнувший подать заявление, был почти уверен: набирают кандидатов в космонавты. А оказался в составе "наземного космического экипажа", но что это такое, пока оставалось загадкой для претендентов. Им ещё предстояло пройти немало испытаний, комиссий, проверок. В итоге из полусотни кандидатов осталось 14 офицеров, в том числе и Андрей Калиниченко. Из их числа сформировали два экипажа, которым предстояло пройти подготовку, такую же как у тех, кто готовится к полёту в космос, исключая центрифугу.
Всех этих людей, имеющих специальность "Водитель лунохода", а их в мире всего 14 человек, Андрей Иванович знает лично. Теперь уже можно назвать их по именам. Это Вячеслав Довгань, Николай Ерёменко, Игорь Фёдоров, Николай Иванов, Андрей Калиниченко, Геннадий Латыпов, Валерий Сапранов, Василий Чубукин, Викентий Самаль, Константин Давидовский, Леонид Масензов, Альберт Кожевников и Юрий Васильев. Среди них были члены основного и резервного составов – командиры, бортинженеры, штурманы, операторы и водители командно-измерительного комплекса (КИК) – теперь он называется Главным испытательным центром испытаний и управления космическими средствами имени Германа Титова (ГИЦИУ КС) – нашего земляка. Некоторые члены отряда к сегодняшнему дню уже ушли из жизни, с остальными Андрей Иванович поддерживает отношения, созванивается. Они живут в Москве, Симферополе, Евпатории, Пскове, на Дальнем Востоке. В Сибири – он один.
После отбора будущие водители уникального транспортного средства прошли серьёзное теоретическое обучение. Затем, летом 1968 года, в соответствии с программой наземных испытаний и тренировок они оказались в Симферопольском центре космической связи.
Тренировки были интенсивными, до изнеможения. Спасало то, что два экипажа сменяли друг друга. И ещё то, что у Луны – 28-дневные циклы, которые условно делятся на лунные день и ночь. В лунную ночь им позволялось отдохнуть. Не в санатории, а в военном городке, на ЮБК – Южном берегу Крыма. Пляж, сауна и... стаканчик вина "Белое крепкое". По-украински – "Бело мяцне", а на языке наземных, или, как ещё называли, сидячих космонавтов, – "Биомицин". Впрочем, пить за рулём им строго-настрого запрещалось. 14 дней подряд – столько, сколько длится лунный день.
Для обывателей они казались обычными людьми, поскольку одевались в спортивную одежду – щеголяли в модных в ту пору олимпийках.
Полигон для испытания лунохода, как потом выяснилось, ничем не отличался от кусочка настоящего спутника Земли – на нём были такие же углубления, кратеры, разломы и россыпи камней – к тому времени лунную поверхность уже неплохо изучили с помощью непилотируемых аппаратов. А ведь ещё недавно спор о том, какова же поверхность Луны – твёрдая или мягкая, разрешил главный конструктор ракетно-космических программ Сергей Королёв, заявив, что она твердая.
Визуальное наблюдение за передвижениями лунохода по полигону было намеренно осложнено. Чтобы приблизить к условиям реального управления, сигнал задерживался – это называлось малокадровым телевидением. На экране монитора водители видели изображение с запозданием от двух до 24 секунд. Получалось, что к тому времени, как на экране появлялась новая картинка, луноход уже продвигался на несколько метров. Поэтому решения нужно было принимать с опережением, что, разумеется, затрудняло управление луноходом.
В этом, вероятно, и кроется секрет того, почему связист Калиниченко, а не автомобилисты, трактористы или лётчики оказался в отряде наземных космонавтов. Их водительский опыт, основанный на оценке сиюминутных ощущений, только мешал управлять луноходом.
Гонка на опережение
Теперь уже известно, что президент США Джон Кеннеди предлагал главе СССР Никите Хрущёву совместную программу высадки человека на Луну, но советский лидер заподозрил его в попытке выведать секреты советской ракетно-космической техники и отказался от подобного проекта. Двум великим державам ничего не оставалось, кроме как конкурировать в космосе.
Андрей Иванович знает, что в 60-х годах прошлого века военные по обеим сторонам океана предлагали планы милитаризации Луны. С их точки зрения, спутник Земли был идеальным местом для создания неуязвимого командного пункта или ракетной базы. К тому же американцы нуждались в прорыве, поскольку СССР уже закрепил приоритет в осуществлении космических программ, а его руководители пребывали в состоянии эйфории: первый спутник, первые снимки обратной стороны Луны, первая собака и первый человек в космосе, затем суточное пребывание в условиях невесомости нашего земляка Германа Титова, первый групповой полёт Николаева и Поповича, первая женщина в космосе. Словом, высадка человека на Луну для США была последним шансом. И американцы не пожалели на это ни сил, ни средств.
Только в августе 1964 года, значительно позже, чем в США, была утверждена постановлением Правительства Советского Союза лунная пилотируемая программа. Она предполагала реализацию двух параллельных проектов: лунно-облётного – к 1967 году и лунно-посадочного – к 1968 году. В итоге одновременно и параллельно, к примеру, разные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ Сергея Королёва и Владимира Челомея, а сверхмощный носитель для полёта на Луну – ещё и в КБ Михаила Янгеля. А плохая координация лунной программы приводила к ненужному распылению сил и средств, что стало одной из главных причин, по которым пилотируемые полёты к Луне и на Луну в СССР так и не состоялись.
Советскую лунную программу, её руководителей и участников сотрясала серия трагических событий: снятие Хрущёва в октябре 1964 года, смерть Королёва в январе 1966 года, гибель Владимира Комарова в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля "Союз-1", являвшегося в значительной мере прототипом лунного корабля, а также целый ряд аварий ракетно-космических комплексов, предназначавшихся для осуществления полётов человека на Луну.
21-27 декабря 1968 года американцы выиграли облётный этап "лунной гонки", когда Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс на корабле "Аполлон-8" сделали десять витков вокруг Луны. Советский Союз сосредоточился на посадочной программе. Первый пилотируемый полёт корабля 7К-Л1 несколько раз откладывался на январь, апрель, август, ноябрь 1969 года и апрель 1970 года. В итоге первыми 20-21 июля 1969 года прилунились американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Это, по мнению Андрея Калиниченко, произошло в том числе и потому, что в СССР космическая тема была запретной. Народ не знал, да и поныне не знает, в каком состоянии находится отечественная космонавтика.
А тогда Советскому Союзу ничего не оставалось, кроме как готовить асимметричный ответ в виде запуска лунохода. В ту пору многое из того, что касалось освоения космоса, было покрыто туманом секретности. Завеса тайны вокруг реальных космических программ оказалась настолько плотной, что первое после прилунения аппарата сообщение ТАСС звучало так: "Благодаря своим шасси луноход передвигается". В итоге многие поняли, что в луноходе сидит человек из КГБ и управляет им. Ошибся, кстати, и диктор Центрального телевидения, сообщив, что "луноход приземлился" на спутнике Земли.
"Жигули" на орбите
Изобрёл луноход советский конструктор Георгий Бабакин. Это была исключительно "умная", не похожая ни на какую другую машина. С помощью телекамер и дистанционного управления с Земли аппарат мог передвигаться во всех направлениях и преодолевать серьёзные препятствия.
Планетоход можно сравнить с обычными "Жигулями" и по размеру, и по массе. Он весил около 756 килограммов, общая длина с открытой солнечной батареей составляла 4,42 метра, ширина – 2,15 метра, он имел две скорости: одна около 1,2 километра в час, другая - около 2,4. Отличие от автомашины по большому счёту было лишь в том, что транспортным средством управлял водитель, находившийся от него на расстоянии в сотни тысяч километров.
Несмотря на обстоятельную подготовку, управление "Луноходом-1" оказалось очень сложным. Две телевизионные камеры были закреплены на аппарате слишком низко. Картинка с Луны получалась контрастной, без полутеней. Экипаж в таких условиях работал на износ, приходилось сменяться через каждые два часа.
За неполный первый лунный день луноход прошёл лишь 197 метров, за второй – полтора километра. Три первых "гарантийных" месяца помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу: занимался поиском лунной кабины. И это удалось. 20 февраля планетоход по новой колее возвратился к посадочной ступени.
Всякое случалось за это время. В шестой лунный день, 12 апреля 1971 года, в День космонавтики, луноход попал в сложный кратер с сыпучими, крутыми краями. Экипаж принял рискованное решение: закрыть солнечную батарею и выбираться назад вслепую. К счастью, всё закончилось благополучно.
К 8 Марта 1971 года молодые водители лунохода решили необычно поздравить женщин, работавших рядом с ними в Центре управления полётами. Штурман Константин Давидовский рассчитал маршрут так, чтобы аппарат выписал колёсами на лунном грунте "8 Марта". Но энергии хватило лишь на то, чтобы написать цифру 8, правда, размером в сто метров. Женщины были в восторге! А сидячих космонавтов спасло то, что заменить их было некем.
Но к тому времени Андрей Иванович уже покинул отряд наземных космонавтов – ему так и не довелось участвовать в сеансах связи с луноходом. Однако по аналогии с нелетавшими космонавтами, прошедшими полный курс подготовки, он имеет квалификацию водителя лунохода.
Дело в том, что к этому времени Калиниченко окончил военный институт иностранных языков и в самый канун высадки лунохода его перевели референтом-переводчиком военного атташе советского посольства в Германской Демократической Республике. Как человек военный, он подчинился приказу.
Так что наблюдать за прилунением аппарата ему пришлось в Берлине. Очень переживал за своих бывших коллег. Но Геннадию Латыпову удалось мягко спустить луноход по стапелям со специальной тележки на поверхность Луны.
Когда Андрей Калиниченко видит серпик на нашем ночном небосклоне, луну, он здоровается с ночным светилом. А когда на небо выплывает полная луна, он ищет то место, где стоит его луноход.
Справка "АП"
10 ноября 1970 года советская межпланетная станция "Луна-17" стартовала с Земли, а 17 ноября в 6 часов 46 минут, преодолев 400 тысяч километров, посадочная платформа совершила мягкую посадку в районе лунного Моря Дождей.
"Луноход-1" проработал на поверхности спутника Земли в три раза больше первоначально рассчитанного трёхмесячного ресурса, до 14 сентября 1971 года, когда с ним был проведён последний успешный сеанс связи. Суммарная длительность активного существования аппарата составила 301 сутки. За этот период он исследовал несколько кратеров, сложный рельеф в межкратерной зоне, отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках провёл его химический анализ. С помощью уголкового отражателя ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. На борту планетохода было восемь научных приборов для исследования поверхности ночного светила.
Аппарат выдерживал 130-150-градусную жару, а ночью - 170-градусный мороз. За время нахождения на поверхности Селены луноход преодолел 10 540 метров, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий.
* * *
Андрей Калиниченко родился 20 октября 1936 года в Барнауле. После окончания Новосибирского электротехнического института трудился инженером на приборостроительном заводе "Ротор" имени 50-летия СССР. В 1962 году был призван в качестве офицера в армию, где получил предложение участвовать в специальном проекте. В 1967-1970 годах освоил полный курс подготовки в качестве водителя лунохода. Как выпускник военного института иностранных языков был переведён на службу в Главное разведывательное управление Генштаба Советской армии, в 1970-1972 годах являлся референтом-переводчиком военного атташе посольства СССР в ГДР. После увольнения из армии жил в Москве, в 1991 году возвратился в Барнаул, где проживает в настоящее время.
Комментарии 0