Не валяет дурака: рукоделие для барнаульской пенсионерки Валентины Логпиновой – неотъемлемая часть жизни
Рукоделие для пенсионерки Валентины ЛОГИНОВОЙ – неотъемлемая часть жизни: подробности сообщает корреспондент "Вечернего Барнаула" Анастасия Бейфус
13 декабря 2013, 16:24, ИА Амител
И если раньше она только вышивала и вязала, то три года назад освоила новое ремесло – валяние из шерсти, которое отодвинуло на второй план некогда любимые занятия.
На самом деле этим видом искусства никого не удивить: в последние годы очень многие создают цветочки-лепесточки, бусы, узоры на заколки… Но шерстяные изделия, которые появляются у Валентины Александровны в результате кропотливой работы, в несколько раз превосходят творения других мастеров по качеству и сложности.
Хочешь? Валяй!
С Валентиной Логиновой мы познакомились случайно, и, наверное, прошли бы мимо друг друга, если бы взгляд не остановился на ее необычной сумке. На вопрос, где продается такая красота, она ответила, что это ее авторская работа, выполненная из шерсти. А чуть позже выяснилось, что кроме валяной сумки ее демисезонное пальто, шарф и берет сделаны самостоятельно из аналогичного материала. Впечатлила аккуратность и сложность всех элементов. Но начинала она, как это обычно бывает со многими мастерами, просто с забавы.
– Года три назад позвонила дочь из Москвы и спросила, знаю ли я, что такое валяние. Я ей ответила, что если засунуть шерстяной свитер в стиральную машинку, он сваляется. Она посмеялась и велела почитать в Интернете, – вспоминает Валентина Александровна. – Я прочла и решила попробовать сделать что-нибудь из шерсти. Начала валять свою первую бусину и была в восторге от того, что у меня получается шарик. Я его иголочкой выделывала и дома, и по дороге в Москву, в итоге иголку сломала, но процесс мне понравился. В Москве дочь записала меня на два мастер-класса: по созданию сумок и шарфов. Когда вернулась из столицы, то перепробовала все, что поддавалось мне, но остановилась на валянии обу- ви. Мне кажется, это более нужная и интересная вещь.
В Москву с тапочками
Основная специализация Валентины Александровны – это домашние тапочки и валенки. Шлепок она сваляла несметное количество – вспомнить, сколько пар она сделала за три года, сколько раздала, сколько подарила, сколько продала, невозможно. Зато женщина отчетливо помнит, с чего началось массовое ручное производство комнатной обуви.
– Моя дочь уехала жить в Москву, там внучка пошла в детский сад, – держа в руках пару крошечных тапок, – рассказывает Валентина Александровна. – Я сваляла для нее тапочки с клубничкой, и она имела неосторожность прийти в них в детский сад. Так как садик экологической направленности, руководство решило, что комнатная обувь из натуральных материалов будет детям очень кстати. Мне заказали много пар, чтобы дети после прогулки могли сменить обувь. А недавно в этом саду открылась ясельная группа на 25 человек, надо еще и малышам тапочки навалять. Интересно, что за каждым ребенком нет четко закрепленных тапочек, поэтому часто бывает так, что дети надевают те, которые соответствуют их настроению. У них уже целая игра в тапочки образовалась.
Мужская работа
Все друзья, родственники и близкие Валентины Логиновой уже давно имеют по чудесной паре домашних тапочек, в которых тепло и которые выглядят очень эстетично. Валяние комнатной обуви для Валентины Александровны уже не представляет никакой сложности, потому что технология работы доведена до автоматизма. А вот домашнее изготовление валенок – это совсем другой вопрос, который требует более кропотливой и долгой работы. И дело не столько в сложности технологического процесса, сколько в больших физических затратах, потому что самокатки валяются только "по-мокрому" (с использованием мыльно-водного раствора). Поэтому намокшая шерсть, к тому же сложенная в несколько слоев, быстро тяжелеет и становится неподъемной. И вот эту тяжеленную заготовку нужно постоянно переворачивать, умудряясь уваливать так, чтобы большой валенок получился нужного размера.
– Катать валенки – это поистине мужская работа, – рассказывает Валентина Логинова. – Особенно если имеешь дело не с магазинной шерстью, а с настоящей овечьей. Я свои первые валенки делала из нее – намучилась… Она была грязной, свалявшейся, поэтому сложно поддавалась обработке. Деревенское сырье стоит, конечно, дешевле, чем магазинная шерсть, но зато мороки с ней в десятки раз больше. Но даже из магазинной шерсти за день не сваляешь валенки. Шерсть сначала нужно хорошо укатать, для этого я пользуюсь всякими палками, скалками, моталками. Даже на стиральной доске раскатываю, как тесто, пока звенеть не начинает. Самое сложное – это выворачивать валенок, чтобы увалять его с внутренней стороны, ведь он уже практически принял свою форму и стал достаточно твердым. Потом поочередно окунаю его то в кипяток, то в ледяную воду, выстукиваю молоточком для придания правильной формы и отправляю на сушку на несколько дней.
И ошибается тот, кто думает, что валяльщик – это только валяльщик. Он в одном лице и рукодельник, и сапожник, и дизайнер. Основание валенок Валентина Александровна проклеивает клеем, а позже при помощи лощеной нитки прошивает подошву. Этап оформления, пожалуй, технически самый легкий, признается Валентина Логинова, но самый сложный в плане новых задумок.
– Хочется, чтобы каждая пара обуви была эксклюзивной, поэтому всегда придумываю разные узоры и украшения для шерстяных вещей.
Попробуйте сами
– Я считаю, что в Барнауле продают настолько дорогие вещи в соотношении "цена – качество", что проще самостоятельно себя обеспечить красивой и теплой одеждой. Но здесь очень низкая покупательская способность, поэтому очень немногие могут позволить себе валяные пальто за 20-50 тысяч рублей.
– Ого! – вырвалось у меня (а в уме пронеслась мысль о мутоновой шубе за эти же деньги).
– А что вы хотели? Во-первых, это ручной труд. Во-вторых, эксклюзивная вещь. В-третьих, это невероятно теплая верхняя одежда, туда даже утепленный подклад не требуется. Но если вы все равно считаете, что цена слишком завышена, попробуйте свалять сами.
Комментарии 0