Несмотря на определенные положительные результаты, земельная реформа в Алтайском крае обострила обстановку.
10 декабря 1999, 10:24, ИА Амител
В ходе земельной реформы, начатой в 1991 году, при реорганизации сельскохозяйственных предприятий Алтайского края в собственность граждан и их коллективов бесплатно передано около 6,8 млн. га. земли, что составляет около 40 % от территории края. Собственниками земельных долей стали 362,5 тыс. граждан. Из земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность передано 68,6 % территории, из земель населенных пунктов – 5,5%. В крае в настоящее время функционирует около 61 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств, за которыми закреплено 881,2 тыс. га. Сельскохозяйственных угодий или 9,5% от имеющихся земель сельскохозяйственного назначения. Средний размер одного хозяйства ежегодно увеличивается и к началу 1999 года составил 144,4 га. По площади сельхозугодий и 120,3 га. По площади пашни. В крае полностью решен вопрос с обеспечением жителей земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, коллективного садоводства и других целей. И все же, несмотря на определенные положительные результаты, земельная реформа в Алтайском крае обострила обстановку. На государственном и региональном уровнях отсутствует четкая и обоснованная концепция реформы, программы и планы реализации региональной политики, четко не определены полномочия органов ответственных за продвижение земельной реформы.
Реформирование сельскохозяйственных предприятий и приватизация земель производились компанейскими методами, без достаточного научного обоснования. Реформированные предприятия не смогли обеспечить полное и рациональное использование земель. Земля, используемая в сельскохозяйственном производстве, не стала предметом залога, что значительно снижет инвестиционную привлекательность сельхозтоваропроизводителей. Развитие же системы ипотечного кредитования земель несельскохозяйственного назначения затруднено экономической ситуацией в крае. К тому же, земельные преобразования коснулись, в основном, земель сельскохозяйственного назначения, но практически не видны результаты реформ в городах. Введенные в 1991 году принципы налогообложения земель и взимания арендной платы устарели и требуют пересмотра. Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформы осуществляется явно недостаточно, а в большинстве районов грубо и безнаказанно нарушается требование федерального закона о целевом использовании средств, поступающих от платежей за землю.
Комментарии 0