Никита Высоцкий: «Будь жив отец, я бы в актеры не пошел»
18 января 2013, 07:13, ИА Амител
— Молодые журналисты начинали когда-нибудь интервью с тобой с анекдотичного уточнения: "Здравствуйте, Никита, к сожалению, не знаю вашего отчества…"?
— Чаще мое отчество просто путают. Называют, например, Никитой Сергеевичем, поскольку на слуху Никита Михалков, он — медийный человек. Иногда оговариваются даже мои студенты, которые вроде бы хорошо меня знают. А прямой вопрос: "Ваше отечество?" последний раз мне задавали в каком-то пропускном пункте на российско-украинской границе.
— С годами, по-моему, ты приобретаешь все больше внешних отцовских черт. Причем именно ты, а не твой старший брат Аркадий. Это исключительно мое впечатление?
— Мне всегда не столько
навязывали, сколько присваивали похожесть на отца. Особенно те люди,
которые отца любят и хотят во мне узнавать его. Сейчас же я просто
догнал и перегнал его по возрасту. И, видимо, поэтому эффект похожести
усилился. Но всё же я от него достаточно отличаюсь и понимаю, что люди,
утверждающие: "Да вы с ним одно лицо!", скорее выдают желаемое за
действительное.
— Когда раскручивалась шумиха вокруг фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой" по твоему сценарию, некоторые удивлялись: к чему столько тумана вокруг имени исполнителя главной роли и к чему вообще его искать, когда есть Никита Высоцкий, который ко всему прочему еще и неплохой актер.
— Подобное предложение озвучил
Александр Митта, после того как перепробовали уже массу актеров на роль
Высоцкого. Он сказал: а зачем искать — вот же сидит Никита. Если он
сыграет отца, это никого не удивит. Несколько месяцев, пока шел кастинг,
я эту роль и исполнял. Похудел, стал ходить в спортзал, осваивать
семиструнную гитару… На мне даже начали пробовать пластический грим. Я
попросил потом удалить все визуальные свидетельства этих проб, но себе
кое-какие фотографии оставил, хотя никому их не показываю. Мое участие в
данном фильме в главной роли стало бы ошибкой, с учетом тех задач,
которые мы ставили.
— Не ощущал внутреннего диссонанса от того, что отец твой был значительным, противоречивым творцом, а первый фильм о нем программировался как блокбастер, предполагающий интригу и упрощения для массовой аудитории?
— Очень точный вопрос. Безусловно, в
связи с масштабом фильма, с его "заходом на успех", от многих вещей,
позволительных в артхаусном кино, приходилось уходить, и не всегда меня
это устраивало. Другое дело, что все члены команды, от Константина
Эрнста и других руководителей проекта до администраторов, старались,
чтобы я не разочаровался в материале, который выйдет на экраны. От
многих людей я слышал укоры в том, что нельзя было делать такую
пиар-компанию вокруг этой работы, устраивать все эти интриги вокруг
исполнителя главной роли и т.п. Возможно. Но у меня есть контрдовод:
первый фильм о Высоцком не имел права получиться неуспешным. Высоцкий —
всеобщий, народный, как бы странно это не звучало из моих уст, и мы
обязаны были выиграть борьбу за зрителя. Считаю, что мы прошли по грани.
Хотя, повторю, знаю тех, кто утверждает, что мы по грани не прошли, а
завалились в коммерческую сторону.
— Что в процессе подготовки фильма и после его премьеры говорила твоя мама, Людмила Абрамова?
— Она переживала за меня. Боялась, что
картина не получится, а мне повредит тот негатив, который появился,
когда фильм еще даже не вышел в прокат. Но она знала сценарий и
сдержанно его похвалила, а потом посмотрела фильм и его приняла.
Приятно, что аналогично отреагировал и мой брат Аркадий, которому я
изначально и предлагал писать сценарий. Он отказался, поскольку, вообще
осторожно относится к отцовской теме и редко по ней высказывается. Но он
пришел на просмотр, и у нас с ним состоялся затем долгий, многочасовой
разговор. И еще пришел Пьер — средний сын Марины Влади. Они оба картину
приняли, что для меня очень важно. Надеюсь, вскоре появится развернутая
версия фильма, она больше раза в два и, по-моему, выглядит цельнее той,
что уже увидела публика.
— В концерте, который состоится 19 января в "Крокусе", участвует не один десяток известных артистов. Ты уверен, что все они справляются с исполнением сочинений твоего отца?
— Конечно, не у всех такие вещи получаются, многие отказываются. Скажем, пару лет назад, когда мы готовили очередную программу, посвященную отцовскому дню рождения, я случайно встретился с Борисом Гребенщиковым. Он согласился попробовать записать что-нибудь из репертуара Высоцкого. После чего честно сидел в студии, искал, но уже перед самым концертом все-таки позвонил мне и сказал: у меня не получилось. И я ему верю.
— Ну, хорошо, что у Гребенщикова есть такая адекватная самооценка. Однако многие исполнители вовсе не рефлексируют по поводу своих возможностей и декламируют песни Высоцкого так же, как и любой материал, попадающийся им под руку.
— Мы все же стараемся "фильтровать"
участников нашей программы. Основу концерта в "Крокусе" составят люди,
которые давно и органично исполняют песни Высоцкого, несколько
талантливых молодых музыкантов и поющие драматические актеры: Миша
Ефремов, Дима Певцов. Вообще я подозреваю, что предстоящий концерт —
одна из последних подобных акций. Думаю, время такой формы уходит. Песни
и стихи Высоцкого останутся в книгах, на пластинках, в репертуаре
артистов, у которых получается их исполнять. Но такого рода сборные
концерты-посвящения, наверное, станут историей. Тем ценнее то, что
произойдет 19 января.
— Ты пытался оценить, хотя бы опрашивая своих студентов, с каким определением у них прежде всего ассоциируется Высоцкий: поэт, певец, театральный актер, Глеб Жеглов? Они вообще знают, что он играл в театре?
— Я разговаривал с одним 18-летним
юношей, и он сказал, что Высоцкий — это такой здоровый мужик с хриплым
голосом. Для его поколения Владимир Семенович, конечно, кумир их отцов и
даже дедушек. Чаще всего молодые люди, пытаясь определить свое
отношение к Высоцкому, говорят о нем как о музыканте — предтече русского
рока. Его воспринимают за драйв, голос. Но, думаю, чем дальше, тем
больше он будет становиться для всех этаким литературным классиком,
именем с книжной полки. А актер… Вместе со своим поколением великих
актеров он отходит в историю. Театр — быстротечное искусство.
— А ты выбрал актерское ремесло по стопам отца?
— Будь жив отец, я бы в актеры не пошел.
Это трудно объяснить, но актерскую стезю я выбрал только после того, как
его не стало. Он меня спросил незадолго до смерти: куда ты хочешь
пойти? Давай, будем искать варианты, помогу тебе. Я ответил: не знаю,
пап, позже разберусь. Может, стану журналистом или геологом. "А актером
не хочешь?" — спросил он. "Нет, что ты!" Отец удивился: "Почему?
Прекрасная ведь профессия".
— Ты возглавляешь центр Высоцкого, где помимо прочего идет немало спектаклей. Не хочешь сам сыграть в какой-то из постановок?
— Сейчас мы как раз делаем для нашей сцены спектакль по творчеству отца, в котором я буду участвовать. В нем согласилась петь Елена Камбурова.
— Фамилия Высоцкий по-прежнему срабатывает при открывании высоких начальственных кабинетов?
— Пока мое и более старшее поколения
находятся во власти — она работает. Для людей данного возраста Высоцкий
очень значим. Но не надо все-таки строить иллюзии — так будет не всегда.
Поколения меняются.
Комментарии 0