Общественники и КПРФ обращаются к учителям Алтайского края
17 мая 2011, 08:00, ИА Амител
"Однако общественным движением "Образование - для всех" при поддержке фракции КПРФ (ОВД + КПРФ) в Госдуме начата разработка альтернативного законопроекта. Предлагаем ознакомиться с анализом и выразить свое отношение по каждой позиции", - поясняют коммунисты.
Два законопроекта – две концепции образовательной политики
Сравнительный анализ
линии сравнения |
законопроект Минобрнауки |
законопроект ОДВ + КПРФ |
примечания |
1. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование |
отсутствует |
не менее 7% от объема ВВП в РФ |
в настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, составляет около 3,5%; в СССР в 1970 г., по данным Мирового банка, составляла 7% |
2. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование |
отсутствует |
не менее 5% от расходной части федерального бюджета |
в Законе РФ "Об образовании" 1996 г. составляла 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ этот показатель требует повышения |
3. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений |
Подушевое финансирование |
нормативное финансирование, при котором две трети средств распределяются между образовательными учреждениями по подушевому принципу, а одна треть – независимо от количества обучающихся |
опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается |
4. Финансирование негосударственных образовательных учреждений |
возможно только на основе государственного задания; на практике наиболее вероятно выделение средств по остаточному принципу лишь некоторым из негосударственных учреждений |
аккредитованная негосударственная школа финансируется по нормативам наравне с государственной; аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных заданий |
норма о государственном финансировании аккредитованной негосударственной школы существовала в законах "Об образовании" в редакциях 1992 и 1996 гг. и была отменена ФЗ № 122 от 22.08.2004 ("о монетизации"). Это привело к сокращению части школ (в т.ч. православных), где обучались дети из семей с низкими и средними доходами (в т. ч. с ограниченными возможностями здоровья) |
5. Налогообложение образовательной деятельности |
нормы отсутствуют, предусматривается лишь компенсация выплаченных сумм налога на имущество и земельного налога для государственных и муниципальных образовательных учреждений из соответствующих бюджетов |
в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в том числе негосударственном), оно освобождается от всех налогов и платежей |
законопроект ОДВ в этой части соответствует нормам российских законов "Об образовании" 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений. |
6. Образовательное кредитование |
предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); конкретные нормы предполагается включить в государственную программу образовательного кредитования, которая должна утверждаться правительством |
предусматривает возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения – до 30 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее 300 тыс. руб. в год |
с учетом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США) |
7. Структура государственных образовательных стандартов |
включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ |
включает требования к содержанию основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ, предельный объем нагрузки обучающихся |
в основном соответствует нормам законов РФ "Об образовании" в редакции 1992 и 1996 гг. В настоящее время содержание образования стандартом не регулируется, что уничтожает саму идею стандарта. |
8. Информационно-образовательная среда |
нормы отсутствуют |
Российская Федерация, субъекты РФ создают электронные СМИ, специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Негосударственные электронные СМИ, реализующие образовательные программы для населения, вправе пользоваться поддержкой государства, в том числе грантами и налоговыми льготами |
одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, - явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно-развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе |
9. Информационные, телекоммуникационные и (или) электронные образовательные технологии |
регулируется лишь в ограниченной форме использование информационных ресурсов и дистанционных образовательных технологий |
обеспечивает возможность использования информационных, телекоммуникационных и (или) электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе применительно к дистанционному обучению. Предполагает принятие государственной программы развития электронного обучения и информационных образовательных технологий, включая: - бесплатный ноутбук – каждому студенту из семей с доходом ниже двух прожиточных минимумов по РФ в целом, а также из числа инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей; - дешевый и высокоскоростной Интернет – каждому обучающемуся |
в высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Президента Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. В настоящее время развития ИКТ в образовании искусственно сдерживается существующим законодательством, причем законопроект Минобрнауки усиливает эту тенденцию |
10. Уровень зарплаты педагогических работников |
нормы отсутствуют |
средние ставки педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются выше средней заработной платы в производственных отраслях народного хозяйства |
более или менее соответствует закону РФ "Об образовании" в редакциях 1992 и 1996 гг. и задачам развития человеческого потенциала страны |
11. Зарплата мастеров производственного обучения в системе НПО |
нормы отсутствуют |
устанавливается на уровне работников аналогичной квалификации в соответствующих отраслях народного хозяйства данного региона |
|
12. Зарплата преподавателей ссузов |
нормы отсутствуют |
средние ставки педагогических работников устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты в производственных отраслях народного хозяйства |
более высокая оплата труда по сравнению со средней по системе образования связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников |
13. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов |
нормы отсутствуют |
средние ставки педагогических работников устанавливаются на уровне не ниже двух средних заработных плат в производственных отраслях народного хозяйства |
в основном соответствует законам РФ "Об образовании" в редакциях 1992 и 1996 гг.; связано с особенно высокими требованиями к квалификации труда |
14. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников |
нормы практически отсутствуют |
устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих |
соответствует требованиям нескольких десятков Законодательных Собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-х гг. |
15. Право на дошкольное образование |
дошкольное образование общедоступно и бесплатно |
дошкольное образование общедоступно и бесплатно |
соответствует конституционной норме |
16. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях |
компенсация устанавливается: на первого ребенка – не менее 20%; на второго ребенка – 50%; на третьего ребенка – 70% родительской платы |
компенсация устанавливается на первого ребенка – 40%; на второго ребенка – 70%; на третьего и последующих детей - 100% родительской платы |
направлено на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей |
17. Компенсация затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях |
размер компенсации устанавливается регионами за счёт соответствующих бюджетов |
компенсация выплачивается в размере средних затрат в государственных (муниципальных) дошкольных учреждениях данного региона. Федеральный бюджет участвует в софинансировании по принципу 50:50 |
направлено на стимулирование демографического роста, на поддержку семей, которые не смогли найти места в муниципальных дошкольных учреждениях, а также на поддержку негосударственных дошкольных учреждений. Соответствует действующей норме закона |
18. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения и школы |
в явном виде нормы отсутствуют |
конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы на ступени начального и основного общего образования (за исключением учреждений, осуществляющих образование в области спорта или искусства) запрещается |
|
19. Право на общее (школьное) образование |
общее (школьное) образование обязательно и бесплатно |
общее (школьное) образование обязательно и бесплатно |
расширяет права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование |
20. Число детей в классе |
норма отсутствует |
20 чел. |
сокращение числа детей в классе приведет к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений школьных учителей |
21. Сельская школа |
в явном виде нормы отсутствуют |
финансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся; без согласия Сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы |
в постсоветский период в РФ ликвидировано около 15 тыс. школ, из них около 12 тыс. – в ХХI веке. Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах |
22. Коммунальные льготы для сельских педагогов |
предусматривает сокращение коммунальных льгот, в т.ч. отказ в бесплатной аренде и (или) обслуживании жилплощади, а также 50-процентной оплате коммунальных услуг |
предусматривает сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом "Об образовании" 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживании жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов |
законопроект Минобрнауки понижает доходы и статус сельского педагога, и без того крайне низкие |
23. Итоговая аттестация в школе |
основная форма – ЕГЭ с использованием тестоподобных заданий с выбором ответа |
экзамены в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЕГЭ; тестирование может применяться для текущего контроля знаний |
по мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование "дрессировкой". Согласно опросам социологических служб, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов1.
|
23* Неуспевающие старшеклассники |
учащиеся старшей школы, не успевающие по двум предметам либо не ликвидировавшие задолженность по одному предмету в установленный срок, переводятся на вечернее либо заочное обучение. Тем самым они лишаются возможности получения качественного образования по другим предметам2 |
старшеклассники, не успевающие по одному или нескольким предметам, по их желанию остаются либо на повторное обучение, либо получают документ об образовании с неудовлетворительными оценками. При этом, выпускник, имеющий одну неудовлетворительную оценку, не вправе получать высшее образование по соответствующему профилю; имеющий две неудовлетворительные оценки вправе поступать только в учреждения начального и среднего профессионального образования; имеющий три неудовлетворительные оценки вправе поступать только в учреждения начального профессионального образования |
российская система образования с советских времен страдает так называемой процентоманией, когда формальные результаты работы школы не соответствуют реальным ("три пишем – два в уме"). Предложенная система избавляет педагога от необходимости ставить детям незаслуженные оценки, а учеников – от возможности их получать. Это оздоравливает моральную атмосферу и, вместе с тем, не закрывает детям возможность продолжения образования |
24. Начальное профессиональное образование |
как особый уровень образования отсутствует и заменяется либо профессиональным обучением (т.е. выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой высококвалифицированных рабочих в рамках среднего профессионального образования. При этом очевидно, что большинство современных учащихся системы НПО не смогут получить среднего профессионального образования и вынуждены будут довольствоваться элементарными профессиональными навыками без повышения общеобразовательного уровня |
сохраняется начальное профессиональное образование как особый образовательный уровень и учреждения НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно |
|
25. Право на среднее профессиональное образование |
СПО общедоступно и бесплатно в случаях, когда число бюджетных мест совпадает с числом заявок. В иных случаях проводится конкурс |
СПО общедоступно и бесплатно |
Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО |
26. Право на высшее профессиональное образование |
высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе |
высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе |
|
27. Льготы при поступлении в высшие учебные заведения |
большинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов |
сохраняются существующие льготы, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов. Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ, СПбГУ и некоторые другие вузы по отдельным специальностям |
сохранение льгот при поступлении в вузы, в особенности для сирот и инвалидов, необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Это своеобразная привилегия во имя равенства. При этом следует иметь в виду, что, например, инвалиды составляют не более 1% студентов и не более 1,5% абитуриентов в России |
28. Соотношение бюджетного и внебюджетного высшего образования |
гарантируется финансирование за счет средств Федерального бюджета высшего образования не менее 9% граждан в возрасте от 17 до 30 лет в расчёте на 10 тыс. населения
|
гарантируется финансирование за счет Федерального бюджета высшего образования не менее 220 студентов на 10 тыс. населения |
"норматив" 220 студентов на 10 тыс. населения соответствует уровню СССР 1980 г. В настоящее время, по разным данным, этот норматив составляет от 199 до 209 студентов на 10 тыс. населения. Расчет численности студентов на 10 тыс. населения является международно-признанным, тогда как расчет доли студентов от населения 17-30 лет представляет собой некоторую отечественную "инновацию". При этом, по предварительным расчётам, предложенный Минобрнауки норматив соответствует 259 студентам на 10 тыс. населения |
29. Основные виды высших учебных заведений |
колледж, институт, университет, исследовательский университет, федеральный университет, Московский и Санкт-Петербургский университеты |
институт, академия, университет, федеральный университет, МГУ и СПбГУ |
поскольку в России не существует колледжей как вида высших учебных заведений, но функционируют сотни академий с филиалами, проект Минобрнауки предполагает для большинства высших учебных заведений либо понижение статуса, либо принудительную "реструктуризацию" путём их искусственного присоединения к крупным университетам |
30. Отношение к болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования |
принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количество занятий по профильным предметам на 40% |
добровольность участия в болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и "специалитета" сохраняется за вузами, а траектория обучения – за студентами |
министерский законопроект для большинства студентов приведет к понижению качества высшего образования |
31. Социальная стипендия учащихся профессиональных учебных заведений в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
нормы отсутствуют |
соответствует прожиточному минимуму Российской Федерации в целом |
имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы |
32. Расчетная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
нормы отсутствуют |
устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума Российской Федерации в целом |
соответствует уровню советского периода; в настоящее время стипендия составляет около 20% от прожиточного минимума |
33. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
нормы отсутствуют |
устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума Российской Федерации в целом |
в основном соответствует нормам советского периода; в настоящее время стипендия составляет около 8% от прожиточного минимума |
34. Академическая стипендия учащихся системы НПО в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
нормы отсутствуют |
устанавливается на уровне 40% от прожиточного минимума Российской Федерации в целом |
в настоящее время стипендия составляет около 8% от прожиточного минимума; в советский период была установлена на уровне 80% от прожиточного минимума; показатель снижен с учетом того, что большинство учащихся системы НПО имеют право на социальную стипендию |
35. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
конкретные нормы отсутствуют |
организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 25 руб. в день в расчете на одного обучающегося |
по данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% "школьных" болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела |
36. Финансирование питания в профессиональных учебных заведениях в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
за исключением детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нормы отсутствуют |
питание финансируется учредителем из расчета 1/30 прожиточного минимума в соответствующем регионе в день |
|
37. Право граждан на дополнительное образование |
четко сформулированные гарантии отсутствую
|
гарантируется право граждан на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для детей, студентов и лиц, нуждающихся в социальной поддержке на бесплатной основе |
|
38. Статус учреждений и педагогов дополнительного образования |
конкретные нормы отсутствуют (в тексте законопроекта: "обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности" |
устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. Равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий |
|
39. Права общественных движений просветительского характера |
норма отсутствует |
Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, в части реализации ими дополнительных образовательных программ. |
законопроект Минобрнауки фактически ставит вне закона деятельность просветительских организаций, включая Общество "Знание" России |
40. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровья |
гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем |
гарантируется создание специальных образовательных условий, включая повышенные нормативы финансирования, финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение |
в законопроекте Минобрнауки отсутствуют повышенные нормативы финансирования и другие финансовые и социальные гарантии |
41. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных коррекционных образовательных учреждениях |
в специальных интернатах дети с ОВЗ находятся на условиях полного государственного обеспечения |
в специальных интернатах дети с ОВЗ находятся на условиях полного государственного обеспечения |
зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования |
42. Развитие интегрированного (инклюзивного) образования |
предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину |
предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину |
в обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам |
"Под давлением научной, педагогической и родительской общественности, протестных акций КПРФ правительственный законопроект был отложен, якобы, до 2016 года.
Как видите, из сорока двух выделенных позиций в законопроектах совпадают пять. Альтернативный законопроект предполагает действительную модернизацию образования, способную стать базой для научно-технического прорыва и движения России по направлению к обществу знаний. От Вашего отношения, Ваших действий будет зависеть, какому законопроекту быть. Молчать нельзя!", - считают коммунисты.
+++
Материал с пометками можно выслать по адресу: г. Барнаул, 656049, ул. Папанинцев, 119, Крайком КПРФ. Можно выслать простое сообщение, в котором указать номер позиции и свое согласие или несогласие с предложением КПРФ. Либо направить сообщение через Интернет по адресу: altkprf@mail.ru. Либо передать информацию в известную Вам партийную организацию КПРФ. Парторганизация доставит Ваше сообщение нам. – С уважением, первый секретарь крайкома КПРФ М. Заполев.
1 По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественное Мнение (июль 2008 г.), 54% опрошенных считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70%.
2 Пушкина следовало бы отчислить из Царскосельского лицея и перевести на "заочку"
Комментарии 0