Общественники "разложили по полкам" алтайские СМИ
13 мая 2009, 13:14, ИА Амител
"30 апреля в газете "Алтайская правда" Общественная палата опубликовала доклад "О состоянии гражданского общества в Алтайском крае". Как известно, при обсуждении проекта доклада в ОПАК возникла дискуссия вокруг отдельных частей доклада. Нами были подготовлены материалы оценки состояния информационной среды в Алтайском крае. Часть идей была учтена при доработке доклада, часть не принята во внимание. Пользуясь законным правом высказывания альтернативной точки зрения по докладу нами было принято решение довести до редакторов и журналистов СМИ края", - пояснил ИА "Амител" Геннадий Шейда.
Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с представленным ниже материалом.
К докладу "О состоянии гражданского общества
в Алтайском крае и деятельности Общественной палаты 2008-2009 гг."
Информационная среда
Средства массовой информации играют важную роль в отношениях власти и общества. По мнению федеральных экспертов, Алтайский край относится к числу регионов, где благодаря конкурентному рынку, присутствию независимых СМИ, создаются условия для развития гражданского общества.
Алтайские журналисты неоднократно демонстрировали свою активную профессиональную и гражданскую позицию в отстаивании общественных интересов. Достаточно вспомнить, что именно они были инициаторами Хартии об отказе манипулирования сознанием избирателей, отстаивали невиновность водителя О. Щербинского в трагической аварии М.Евдокимова, вырабатывали этические и организационные принципы освещения чрезвычайных ситуаций, поднимали самые острые социальные проблемы. Последний пример – журналистское расследование и придание гласности фактов крушения вертолета с высокопоставленными чиновниками, которые занимались браконьерской охотой в горах Алтая.
Во многом такому состоянию прессы способствует активность местного сообщества, хорошая профессиональная школа, наличие реально независимых СМИ, а также конкуренция медийных структур, связанных с теми или иными властными, финансовыми и общественными группами.
Всего в Алтайском крае выходит свыше 300 печатных изданий, действует 16 муниципальных телекомпаний, 12 радиокомпаний и несколько десятков Интернет-ресурсов. По степени концентрации прессы лидирует Барнаул, Бийск и Рубцовск. Значительная часть средств массовой информации общественно-политической направленности учреждена региональными и муниципальными органами власти.
Признанными лидерами по тиражу и общественному влиянию среди государственных СМИ является краевая массовая газета "Алтайская правда". Большой совокупный тираж имеет муниципальная печать. Исторически эти издания, во многом, были подконтрольны главам администраций. В настоящий момент, в связи с участием в финансировании, свое влияние на этот сегмент СМИ усиливают власти региона. К этой тенденции следует отнести и усиление Интернет-ресурсов администрации, ее служб и ведомств и формирование краевой государственной телекомпании "Катунь 24". Краевая власть, понимая необходимость усиления информационной поддержки своей деятельности, наращивает собственные активы.
Большой охват аудитории и высокий уровень информационных продуктов традиционно демонстрирует ГТРК "Алтай". В сюжетах телекомпании очень часто присутствуют острые, злободневные темы, достаточно активно освещаются наиболее значимые события, инициируемые структурами гражданского общества.
Отдельно следует отметить средства массовой информации независимого издательского дома "Алтапресс". В 2008 году за реализацию первого в России проекта "Газета в образовании", который приобщает школьников к чтению качественных изданий, сотрудники компании стали лауреатами Премии Правительства РФ.
За последний год вырос интерес читателей к интернет-изданиям. Как правило, деятельность структур гражданского общества наиболее оперативно освещается именно в этом сегменте СМИ. Наибольшим вниманием читателей пользуются такие сайты как www.altapress.ru, www.amic.ru, www.asfera.info, www.bankfax.ru, www.barnaul-altai.ru, www.politsib.ru, сайты администрации Алтайского края, г. Барнаула (см. приложение №1). Активно распространяет информацию о действиях гражданского общества алтайское отделение Агентства социальной информации.
В регионе широко представлены федеральные СМИ, имеющие свои представительства, франшизы, местные редакции или собственных корреспондентов: ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА "Новости", "Российская газета", "Аргументы и факты", "Известия" и др. В последнее время в медийном бизнесе усилилось присутствие местных финансово-промышленными групп. Зачастую, они используются для политической борьбы. Сюда относятся медийные активы ФПГ "Сибма", медиа-группа "Сфера влияния" ФПГ "Алтайкровля", и до недавнего времени, "Алтайинформбюро" С. Хачатуряна. Деятельность последней в 2008 году была приостановлена, две другие медиа-группы, наряду с объективным освещением событий, нередко прибегали к тактике "информационных войн".
В целом, следует отметить, что в регионе в 2008 году сохранилось достаточное количество площадок для выражения самого широкого спектра мнений, проведения общественных дискуссий, обсуждения злободневных тем. Пресса активно помогает общественным организациям доносить до власти свою позицию, консолидировать общество в части решения наиболее острых региональных проблем.
Вместе с тем, наблюдается усиление государственного присутствия в СМИ, зачастую информирование замещается "пиаром" власти, рапортом о достижениях, а не конструктивным анализом сделанного. Впрочем, это, зачастую, ответная реакция на информационное противостояние, исходящее от СМИ финансово-промышленных групп. Нам представляется, что такой подход может иметь далеко не лучшие результаты в перспективе, что приведет к неизбежному искажению информационного пространства.
Усилила свое присутствие в информационном пространстве и сама Общественная палата 2-го созыва. Информационный центр ОПАК не только распространяет информацию о деятельности палаты, но и обеспечивает информационную поддержку многих гражданских инициатив. Информационным центром подготовлены и размещены в СМИ более 100 информационных лент "Алтай общественный", снято четыре телевизионных передачи о деятельности Общественной палаты Алтайского края.
Не претендуя на полноту информации, с уважением Геннадий Шейда, Сергей Канарев".
Приложение №1
Таблица посещаемости интернет-ресурсов Алтайского края.
За прошедший год четко определилась тенденция роста информационной значимости интернет-ресурсов Алтайского края. Это стало следствием нескольких факторов. Прежде всего, снижением стоимости трафика, появлением услуги по безлимитному доступу в Интернет, возможностью вести свободную дискуссию по материалам интернет-изданий, непосредственно реагировать на те или иные события, освещаемые в этом сегменте СМИ. Любопытна сравнимость посещений информационных ресурсов и официальных сайтов органов власти. Цифры говорят об информационной привлекательности этих ресурсов, а, следовательно, и значимости.
В приведенной таблице приводится количество просмотренных страниц на наиболее популярных информационных ресурсах Алтайского края в марте 2008 г. и в марте 2009 г. Использовались данные, в основном, статистической службы Mail.ru. Исключением стала статистика относительно ИА "Банкфакс", которое пользуется услугами статистической службы Rambler.
Пери- од |
ИА "Ами-тел" |
Сайт ИД "Алта-пресс"- |
Сайт "Барнаул- Алтай.ру" |
ИА "Банк- факс" |
ИА "Атмо- сфера" |
Сайт адми-нистрации Алтайского края |
Сайт адми- нистрации Барнаула |
ИА "По- литсиб. ру" |
март 2009 |
296 312 |
219 843 |
176231 |
93 519 |
51 652 |
51 228 |
25 245 |
11 658 |
март 2008 |
79 814 |
41 318 |
115258 |
79 543 |
12 481 |
19 784 |
15 814 |
10 021 |
|
Увели-чение в 3,37 |
Увеличе-ние в 5 раз |
Увели- чение в 1,3 раза |
Увели-чение в 1,2 раза |
Увели- чение в 4,25 |
Увели- чение 2,5 |
Увели- чение в 1,6 раза |
Увели- чение в 1,2 раза |
в новости использовано иллюстративное фото с сайта www.ng.ru/ng_politics
Комментарии 0