Общественники: "Русская лень" покоится на могучем гнилом фундаменте

23 мая 2013, 06:20, ИА Амител

В России крайне низкая производительность труда. Это аксиома. По данному показателю мы в три - четыре раза отстаем от развитых стран. И дело вовсе не в мифической лености россиян, а в том, что заняты они на устаревших, неэффективных рабочих местах, не позволяющих обеспечить людям хорошую зарплату. Соответственно, и мотивация к труду в таких условиях весьма невысока. Государство же в итоге получает неконкурентоспособную экономику, которую даже высокие цены на нефть уже не спасают. Что нужно сделать, чтобы разорвать этот замкнутый круг? Ответ на вопрос искали во вторник представители "Деловой России" и Общероссийского народного фронта на совместном круглом столе "Создание 25 миллионов рабочих мест: как достичь поставленной цели?", - об этом пишет "УтроРу".

По сути, дискуссия в очередной раз свелась к обсуждению инвестиционного климата. Впрочем, вполне закономерно. Как отметил ведущий круглого стола, сопредседатель "Деловой России" Александр Галушка ближе к финалу заседания, у бизнеса нет цели создавать рабочие места. Его задача – зарабатывать деньги. А все остальное – побочные эффекты. Если дела идут хорошо, предприниматель нанимает новых сотрудников, повышает зарплаты, производит больше товаров или услуг лучшего качества. Это, в свою очередь, способствует росту ВВП. "Создание рабочих мест – не следствие, а первопричина экономического роста", – подчеркнул эксперт. А создаются они инвестициями, для которых государство должно обеспечить благоприятный климат. Но пока картина наблюдается совсем иная.

Налоговая нагрузка в России – одна из самых высоких в мире (152-е место из 185 возможных). Фискальные сборы съедают 54,1% от коммерческой прибыли. Не удивительно, что доля теневого сектора в стране достигает 42%, а 20 миллионов граждан находятся вне легальных трудовых отношений. При этом налоговые льготы для новых инвестиций минимальны и недолговечны.

Тарифы на услуги естественных монополий растут как на дрожжах. Среднегодовая цена газа на внутреннем рынке США в 2012 г. была ниже, чем в России, хотя еще в 2008 г. она ее в пять раз превышала. При этом себестоимость сланцевого газа выше, чем нашего природного. Просто Америка в энергетическом секторе сделала ставку на малый и средний бизнес и развитие конкуренции, компании работают на маленькой марже. В России же ситуация прямо противоположная – то, что могло стать конкурентным преимуществом страны, оказалось источником сверхприбылей одних отраслей за счет других.

Еще один серьезный барьер на пути бизнеса в России – дорогие кредиты. Ставка рефинансирования также одна из самых высоких: она превышает аналогичный показатель не только развитых, но и развивающихся стран (включая всех коллег по БРИКС). Плюс те же тарифы, постоянный рост которых разогревает инфляцию. В результате кредитование частного сектора в российской экономике составляет всего 47% от ВВП (для сравнения: в США – 194%, в Китае – 127%, в Германии – 105%). Да и в самом банковском секторе недостаточный уровень конкуренции и защиты заемщика.

По-прежнему актуальной остается и проблема защиты предпринимателей от произвола правоохранительных органов, напомнил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Именно по этой причине в последние несколько лет бизнес в стране перестал развиваться так динамично, как мог бы, считает он. Между тем без развития предпринимательства невозможна долгосрочная поддержка социальной сферы, на которую делает упор руководство страны. "Распределять деньги на социальные блага можно только тогда, когда мы их заработали. А зарабатывать на нефти с каждым годом будет все сложнее", – пояснил Титов. Залог благосостояния населения – развитая рыночная экономика. Ключевое слово "рыночная". Нельзя управлять ею сверху, предупредил уполномоченный.

Обсудили участники круглого стола и животрепещущий вопрос взаимодействия бизнесменов с чиновниками, которым, по их мнению, не хватает компетентности и мотивации, а также мешают коррупционные связи. Бюрократические барьеры оптимизма отнюдь не добавляют.

Инвестиционный климат – это, в первую очередь, не оценки Всемирного банка и других международных организаций, а атмосфера вокруг конкретного предприятия, резюмировал руководитель Агентства по стратегическому развитию Андрей Никитин. "Ключевой элемент – максимально глубокий открытый мониторинг рынка", – отметил он. И добавил, что спрашивать, прежде всего, надо не экспертов, а самих предпринимателей.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров