Отключения и репутация на работе. Что заставляет барнаульцев платить за свет вовремя
Барнаульская горэлектросеть дала рекомендации тем, кто накопил долги за электричество, и посоветовала абонентам "жить со светом"
01 декабря 2021, 07:17, ИА Амител
Барнаульская горэлектросеть после годового моратория возобновила ограничения электроэнергии у своих абонентов. По словам энергетиков, данный метод воздействия на должников занимает первую позицию в рейтинге эффективности. Уступают ему лишь арест банковских карт и желание барнаульцев сохранить репутацию на работе. Однако последние методы – прерогатива приставов. В эфире радио "Эхо Москвы" выступила Светлана Парфенова, начальник отдела по продаже электроэнергии населению БГЭС. Она рассказала о том, как горэлектросеть работает с дебиторами и дала свои рекомендации абонентам.
Критичный долг – два норматива
Барнаульская горэлектросеть действует строго в рамках закона. В основном отношения между энергетиками и потребителями регламентируются постановлением правительства № 354 ("Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). Отключить электроэнергию у абонента мы можем при наличии долга в размере двух нормативов, вне зависимости, есть у абонента электросчётчик или нет. Нормативы устанавливает Управление по государственному регулированию цен и тарифов Алтайского края. У нас есть законодательный акт, в котором прописаны конкретные цифры. Могу привести пример: для семьи из трёх человек, которые проживают в трёхкомнатной квартире с электроплитой, норматив – 431 киловатт-час. Для отключения электроэнергии за долги достаточно не оплатить 862 киловатт-часа. Если перевести на тариф, а в домах с электроплитами он установлен на уровне 3 рубля 67 копеек за один киловатт-час, то долг составит 3163 рубля 39 копеек. Заметьте, абсолютно незначительный долг, но для нас это уже руководство к действию.
Правило "30 дней"
Многие должники оплачивают электроэнергию ещё на этапе уведомления. Здесь работает правило "30 дней". Если абонент получил уведомление, свет в его доме отключат только через месяц. А значит, у потребителя есть время, чтобы погасить задолженность перед Барнаульской горэлектросетью и избежать неприятных последствий. В противном случае абоненту не только отключат электроэнергию, но в дальнейшем за её подключение нужно будет заплатить 1000 рублей. Такую сумму составляет компенсация затрат Барнаульской горэлектросети за введение вынужденного режима ограничения энергоснабжения. Только после оплаты всех долгов и компенсации затрат энергоснабжение будет возобновлено. Поэтому мы рекомендуем своим абонентам не затягивать с оплатой долга, и большинство этим рекомендациям следуют. После годового моратория в июле мы возобновили отключения электроэнергии у неплательщиков, соответственно, уведомлять начали ещё в мае. За прошедший период мы предупредили 399 абонентов, из них 221 погасил долги в течение 30 дней, это 55,5% от всех уведомлённых.
Не подключайтесь самостоятельно
Хочется заострить внимание абонентов, которым отключили электричество за долги: ни в коем случае не подключайтесь самостоятельно и не увеличивайте таким образом свою задолженность. Если проверка зафиксирует самовольное подключение, абоненту выпишут акт нарушения, на основе которого будет произведён расчёт за безучётное потребление электроэнергии. Суммы разные, но достаточно большие и варьируются от 8 000 до 200 000 рублей. За самовольное подключение начисление производится из расчёта мощности всех токоприёмников, которые находятся в квартире в режиме круглосуточной работы (то есть – по максимуму). Выписывается мощность каждого прибора, складывается и умножается на 24 часа и на количество дней с момента последней проверки, но не более чем за три месяца.
О правильной реакции
Даже самые убеждённые неплательщики находят средства, чтобы заплатить за электричество после отключения. Это касается и тех должников, у которых очень сложная претензионно-исковая история. Допустим, судебные приставы не могут найти источники дохода у этого абонента. Однако после отключения деньги находятся. Возможно, люди работают неофициально и у них нет зарплатных карт, откуда можно списать средства. У них нет имущества, чтобы можно было арестовать и реализовать. После отключения проблема, как правило, оперативно решается. У нас в сентябре был случай. И он не единичный, когда взыскать через судебных приставов мы у абонента ничего не могли, а после отключения единым платежом было оплачено более 100 тысяч рублей. А ведь гораздо проще было бы ежемесячно оплачивать текущее потребление. Если это делать, то задолженность не растёт как снежный ком.
Люди разные. При отключениях встречаются и конфликтные абоненты. При этом ошибочно полагать, что у нас не платят только люди со скромным денежным достатком. Состоятельные люди тоже попадают в эту категорию и по-разному реагируют на ограничения энергоснабжения. Так, два года назад у нас был случай, когда при отключении в частном жилом доме абоненты заблокировали автомобиль-вышку, мешали нашим сотрудникам произвести отключение электроэнергии с опоры. Пришлось пригласить полицейских, чтобы зафиксировать самоуправство. Нашим сотрудникам вызвали другой автомобиль, потому что у них был распланирован рабочий день – были заявки от потребителей, которые их ждали. В этом случае абоненты пострадали не только из-за своей задолженности. Барнаульская горэлектросеть обратилась с исковым заявлением в суд, чтобы был возмещён ущерб за простой техники. Суд встал на нашу сторону.
Проверяйте почту и не игнорируйте квитанции
Как правило, в квитанциях мы извещаем абонента о возможном отключении электроэнергии за долги за полтора месяца. То есть абоненту даётся в среднем на две недели больше для решения возникшей проблемы, нежели положено по законодательству. Так, если ограничение было запланировано на 15 октября, то текст уведомления был включён в платёжный документ за август 2021 года. Данный метод приносит свои результаты. Очень многие оплачивают долги после получения квитанции с предупреждением. Квитанция – законный, но не единственный способ уведомления. Параллельно с ним уведомление направляется должнику по почте заказным письмом с отметкой о вручении. Поэтому огромная просьба к нашим абонентам: не игнорировать такого рода письма от Барнаульской горэлектросети. Сообщение считается доставленным и юридически значимым даже в тех случаях, если оно поступило лицу, но по обстоятельствам, зависящим от этого лица, не было получено. Он намеренно проигнорировал его, решил не получать. В таком случае, конечно, закон считает, что уведомление было доставлено.
О сроках исковой давности
Срок исковой давности составляет три года. Но в случае с БГЭС сроки исковой давности упущены быть не могут. Как правило, если абонент не платит в течение трёх месяцев, мы уже обращаемся в суд за взысканием задолженности. Более того, мы не даём возможности абонентам не платить по счетам, потому что параллельно включается второй способ воздействия на неплательщика – это отключение. Стоит оговориться, что на отключение электроэнергии никаких сроков не распространяется, вас могут отключить сегодня за долги, которые вы накопили 4-6 лет назад.
Поэтому даже если мы не сможем взыскать долги по суду, хотя вероятность такого практически сведена к нулю, мы всегда сможем отключить в доме или квартире должника электричество до полного погашения задолженности.
Кстати, взыскивают долги за коммунальные ресурсы по судебному приказу, без вызова сторон.
На получение судебного приказа у нас уходит сейчас порядка 30 дней. Чтобы абоненты не обольщались, что пока мы подадим в суд, пока всё будет вынесено, пока дойдёт до приставов, времени пройдёт много. Хочу сказать, что с момента подачи заявления до выдачи судебного приказа приблизительно проходит 30 дней. Если абонент до 10 числа месяца, следующего за расчётным, не оплачивает электроэнергию в полном объёме, то уже с 11 числа начинается наша работа по взысканию задолженности в судебном порядке. На просроченный платёж внимание обращается сразу, без промедлений.
О репутации и других методах взыскания
Судебные приставы, получив судебный приказ, могут наложить арест на банковские карты и вклады. Более того, приставы могут обратиться за взысканием на работу должника, а это репутационные риски для наших абонентов. Особенно тех, кто работает в государственных органах. Были такие случаи, когда абоненты в срочном порядке оплачивали задолженность именно потому, что на работе им было вынесено предписание – либо оплатить задолженность, либо оставить работу. Оперативно у нас работает и Пенсионный фонд. Мы имеем право по законодательству направить исполнительный документ в ПФР, если у нас задолженность не превышает 50 тысяч рублей и абонент достиг пенсионного возраста. По законодательству по исполнительному документу могут удерживать 50% от пенсии.
Эффективным методом также является списание задолженности с банковской карты. В новых условиях с безналичным расчётом это вызывает большой дискомфорт. Поэтому арест банковской карты – это, конечно, серьёзный рычаг, который не следует недооценивать. Более того, с банковской карты списывается вся задолженность или все средства, которые там находятся. Если такой меры недостаточно, то за дело берутся судебные приставы и арестовывают имущество неплательщика. Затем они реализуют его за меньшую цену.
О льготах и уступках
Барнаульская горэлектросеть – не благотворительная организация. Нужно понимать, что мы покупаем электроэнергию, до того как продать её абонентам. Поэтому не можем нести социальную нагрузку. Для малообеспеченных граждан созданы программы соцподдержки. В частности речь идёт о субсидиях на оплату коммунальных услуг. Не стоит ждать, что на уступки должна пойти какая-то ресурсоснабжающая организация, будь то БГЭС, водоканал или предприятие тепловой энергетики. За льготами нуждающимся необходимо обратиться в соцзащиту. Люди, которые попадают в трудную жизненную ситуацию, вправе рассчитывать на адресную помощь государства при оплате коммунальных услуг. Мы сотрудничаем с управлением соцзащиты, отделом по охране прав детства администрации Барнаула. Предоставляем в эти ведомства информацию о состоянии лицевых счетов проверяемых абонентов. Платёж за электроэнергию – это не неподъёмные суммы. Однако последствия, которые ждут должника, вносят существенный дискомфорт в его жизнь. Оплачивайте электроэнергию до 10 числа каждого месяца и живите со светом.
Комментарии 0