Очередное заявление об укрупнении в большинстве регионов сочли популизмом: обзор ИА REGNUM
16 февраля 2013, 15:18, ИА Амител
Очередное заявление - на этот раз устами спикера Совфеда Валентины Матвиенко - о необходимости укрупнения регионов на местах восприняли неоднозначно. Эксперты и политики, опрошенные ИА REGNUM говорили о том, что заявление "83 региона - это слишком много" не имеет под собой реальной основы, что очередная реформа только ожесточит население, а также о том, что это заявление призвано отвести внимание людей от действительно важных проблем. В то же время слышны и комментарии о преимуществах подобного укрупнения - звучат они, в основном, из Архангельской области, где разговоры об объединении с Ненецким АО и Коми ведутся уже продолжительное время.
Тревожным сигналом назвала очередное обращение властей к вопросу укрупнения регионов России заведующая кафедрой социологии и политологии воронежского государственного университета доктор политических наук профессор Александра Глухова. Сейчас для реализации идеи укрупнения не самый подходящий момент - и по экономическим причинам (затухание экономического роста), и по социокультурным, и по политическим: "для процесса укрупнения регионов необходимо общественное согласие, которого сейчас нет", - считает Александра Глухова.
Укрупнение регионов на нынешнем этапе приведет к хаосу и установлению диктатуры, заявил глава юридической службы КПРФ, депутат Государственной думы РФ от Тверской области Вадим Соловьев. "Нужно, наоборот, укреплять вертикаль исполнительной власти", - уверен Соловьев.
Оренбургский политолог Булат Калмантаев считает, что вопрос вновь поднят для того, чтобы увести от настоящих проблем: "Матвиенко уже отличилась разговором о переименовании Волгограда. Теперь затронула вопрос об укрупнении. Это показная деятельность, демонстрация владения ситуацией, в то время как работа Совета Федерация низведена до нулевой", - заявил он.
Калмантаев уверен, что Оренбургская область избежит объединения с другими субъектами РФ, однако слияние малых субъектов считает необходимым в целях сокращения чиновников государственного управления. Заместитель руководителя аппарата - начальник управления информационной политики аппарата губернатора и правительства Оренбургской области Евгения Шевченко считает, что объединять сильные и слабые регионы можно лишь при условии использования конкурентных преимуществ, минимуме затрат и высоком мультипликативном эффекте в условиях единого управления всем территориальным комплексом.
Свердловский политолог Фёдор Крашенинников уверен, что реформа по укрупнению регионов России обречена на провал и приведёт к ещё большему неравенству среди субъектов РФ.
В свою очередь, в Татарстане, где Матвиенко и сделала свое заявление, ее слова назвали "вводом общественно значимой информации". "Мне кажется, Москва от обдумывания этих проблем вообще не уходила, - сказал бывший депутат Госдумы РФ и Госсовета Татарстана, экс-координатор Всетатарского общественного центра Фандас Сафиуллин. - Видимо, руководство страны уже сформировало свою точку зрения, общественное мнение вне Татарстана тоже подготовлено, республика уже представлена как скопище ваххабитов и террористов. Настало время готовить к переменам и сам Татарстан".
Другой собеседник, доцент кафедры политологии Казанского федерального университета Николай Игнатьев, хотя и считает предложение об объединении некоторых регионов России рациональным, предполагает, что сейчас эти темы вновь поднимаются неспроста. "Видимо, президент Владимир Путин в самом начале своего нового срока, пока еще высока его легитимность и кредит доверия не растрачен, рассчитывает решить эти вопросы и ставит их в число приоритетных. Вряд ли Матвиенко коснулась бы этих тем без согласования с президентом. Значит, они должны были прозвучать ее устами", - полагает политолог.
Что касается объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и политики, и политологи уже отказываются говорить на эту тему. Обсуждение активно шло в течение последних десяти лет, однако дальше разговоров процесс не двигался. Хотя примерно раз в год некоторые политологи утверждали, что их снова просили "наверху" оценить последствия объединения двух регионов.
А летом 2012 года совершенно неожиданно для многих прошли совместные заседания правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, губернаторы заявили, что друг без друга регионы развиваться дальше не могут, а затем начал работать созданный Координационный совет по развитию Санкт-Петербурга и Ленобласти. В рабочем порядке чиновники начали обсуждать совместное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, возможное совмещение генпланов обоих субъектов федерации и т.д. Получается, что объединение даже уже идет, но публичного политического решения - Указа президента - нет. И анонимно некоторые политологи утверждают, что, возможно, уже и не будет. По некоторым данным, в Москве снова задумались об объединении Псковской и Новгородской областей - обе дотационные, но усиленно пытающиеся развиваться, однако эксперты пока об этом процессе умалчивают.
Пермский политик и экс-депутат Заксобрания Пермского края Илья Неустроев считает нецелесообразным очередное укрупнение регионов. "Мы уже один раз укрупнились, - напомнил он. - А если и попытаться рассмотреть этот вопрос, то с кем тогда объединяться? Даст ли это объединение со стороны администрирования сокращение расходов? Как вообще будет коммуникация осуществляться? Что нам это укрупнение даст? Нестабильность, постоянно меняющиеся правила игры хуже всего".
Депутат Заксобрания Пермского края Владимир Корсун также убежден в том, что Пермский край "и так достаточно крупный", поэтому он не видит смысла в дальнейшем укрупнении.
Об опыте объединения регионов вспомнили и на Камчатке. Необходимость укрупнения не исключала ряд серьезных процессуальных проблем. Как рассказала экономист Любовь Ранская, главной сложностью объединения Камчатской области и Корякского автономного округа в единый Камчатский край являлось то, что объединились две глубоко дотационные территории. Объединение проходило на фоне резкой дифференциации уровня жизни населения двух субъектов. Главной задачей краевых властей в переходный период стало обеспечение равноправия двух субъектов, реализация политики выравнивания уровня жизни населения и последовательное его повышение.
Положительно об идее укрупнения регионов на сегодня отзываются только в Архангельской области. Так, депутат Архангельского областного собрания Евгений Тютюков отметил, что Архангельская область имеет все предпосылки объединения с Ненецким автономным округом. "Если такое и будет возможно в перспективе, то, безусловно, необходимо говорить не об "укрупнении" области, а об объединении двух полноправных субъектов России. Такое объединение, несомненно, пойдет на пользу как области, так и округу. Позволит решить целый ряд системных проблем, с которыми мы сегодня вынуждены сталкиваться", - сказал Евгений Тютюков.
Его мнение поддержал и депутат Василий Баданин. "С Ненецким округом мы давно работаем, можно сказать, в одной упряжке". Уже проведена большая работа по передаче ряда полномочий округу. Тем более у нас консолидированный бюджет с НАО. Объединение будет целесообразным и экономически выгодным", - сказал он.
Депутат Римма Томилова считает, что, решая вопросы объединения регионов, необходимо сначала провести референдум и дать возможность высказаться населению. "Разумеется, объединение регионов - это экономически выгодно. Сейчас у нас есть практика укрупнения на уровне поселений. Но прежде чем начинать объединение, необходимо провести серьезный экономический расчет, проанализировать целесообразность процесса", - отметила Томилова.
Напомним, 28 января проводился "круглый стол" по выводу Архангельской области из кризиса. Тогда укрупнение было названо одной из основных мер по стабилизации экономики региона.
Комментарии 0