Отходами займется новая федеральная служба

05 августа 2014, 11:24, ИА Амител

Минстрой внесет на рассмотрение правительства пакет поправок, направленных на изменение ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ФЗ "О техническом регулировании" (имеется в распоряжении "Известий"). Помимо них в правительство будет направлен проект, предусматривающий создание федеральной службы по регулированию рынка переработки отходов и вторичных ресурсов — "Росвторресурс". Согласно ему, новой службе могут отойти полномочия Минприроды по регулированию рынка переработки вторичных ресурсов.

Как сообщили "Известиям" в Санкт-Петербургской ассоциации операторов по обращению с отходами, представители которой принимали участие в разработке новаций, создание спецоргана, который планируется утвердить в виде федеральной службы, намечено на конец этого года. Но предполагаемые изменения в законодательстве уже согласованы с премьер-министром.

— Сейчас создание специального органа проходит окончательную доработку, в него вносят изменения в профильных министерствах, в частности в Минприроды, — рассказывает руководитель ассоциации Юрий Рябичев. — Согласно проекту закона, полномочия по регулированию рынка переработки отходов и вторичных ресурсов перейдут напрямую к участникам рынка.

В первом проекте закона, который был внесен на рассмотрение Госдумы еще в 2009 году, не предполагалось создание отдельной федеральной службы. Тогда, по словам Рябичева, планировали передать полномочия по регулированию рынка отходов одному из объединений операторов по работе с отходами. Проект был отправлен Госдумой на доработку.

— По нашему мнению, создать федеральное службу было бы правильнее. Минприроды отвечает за охрану природы, но никак не за переработку отходов, — поясняет Рябичев. — В советские времена эти вопросы курировал Госснаб, но теперь объединять участников рынка переработки ресурсов — а в него входят и производители продуктов, и компании по переработке мусора — фактически некому.

Как отмечают в Минстрое (также вносил изменения в проект закона и будущей ФС), президент ранее уже отмечал неправомерность выполнения Минприроды обоих функций — как по размещению отходов в природной среде, так и по технологическому циклу их переработки.

— Фактически, сейчас за второй цикл никто не отвечает. Более того, нигде не ведется учет всех производимых отходов. Поэтому так необходимо определить отдельную службу по аналогии с созданием Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, — отмечает руководитель экспертного совета по развитию рынка и модернизации инженерной структуры в обращении с отходами Минстроя РФ Дмитрий Трунов.

Поручения по регулированию рынка переработки ресурсов были даны президентом еще в 2008 году. Тогда реформировать отрасль он поручил специальной межведомственной рабочей группе по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами.

Согласно нынешним поправкам, статьи, касающиеся переработки ресурсов, будут дополнены закреплением полномочий органов местного самоуправления по работе с отходами специальными требованиями к производителям товаров (как обязанность заключения договоров на вывоз и утилизацию). Таким образом, по задумке разработчиков, производители отходов станут активнее перерабатывать отходы, что уменьшит импорт ресурсов и улучшит экологическую ситуацию в стране.

По данным Трунова, российские мусороперерабатывающие заводы готовы обрабатывать до 60% всех отходов страны, на деле новой продукцией становится лишь 2–5% вторичных ресурсов. 

— Таким образом, снизится цена самой продукции (к примеру, сейчас цена стеклянной бутылки составляет две трети от общей цены продукта), причем как для потребителя, так и для производителя, ведущего изготовление из вторресурсов, — поясняет Трунов.

По его словам, использование вторичных ресурсов значительно улучшает технико-экономические показатели производства: в 10–25 раз снижаются удельные капиталовложения, что способствует повышению фондоотдачи; в несколько раз снижается энергоемкость (экономия энергии при замене первичного сырья вторичным достигается: по стали — до 75%, бумаге — до 70%, стеклу — до 60%); не менее чем в 1,5 раза снижается водопотребление и трудозатраты; исключаются затраты, связанные с добычей, подготовкой и транспортировкой первичного сырья.

Разработанные межведомственной комиссией поправки, а также предложения Минстроя были также направлены в Минприроды. Но в ведомстве заявляют, что необходимость в создании специальной службы и кардинальных изменений в законодательстве отсутствует.

— Сегодня существует государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, — пояснили в пресс-центре министерства.

Предложения по созданию отдельного федерального органа (в них предлагается назвать его "Росвторресурс") были также отправлены руководству Национального объединения саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами (НОСОО). 

+++
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/574831#ixzz39TXb6CZw

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров