Педагоги и родители учеников в Барнауле протестуют против нового перечня учебников
Педагоги и родители учеников протестуют против нового перечня учебников, проект которого был опубликован на сайте Минобразования
24 марта 2014, 12:37, ИА Амител
Как пишет корреспондент "Вечернего Барнаула" Алиса Тростникова, в соответствии с новым Законом об образовании от 1 сентября 2013 года ужесточились требования, предъявляемые к школьным учебникам, входящим в федеральный перечень.
С этого года каждый учебник обязан был пройти научную, общественную, педагогическую, этнокультурную и религиозную экспертизы. Одобренным РАН и Российской академией образования (РАО) учебникам предстояло еще обсуждение на научно-методическом совете Минобразования. В результате такой тщательной экспертизы перечень рекомендованных учебников сократился более чем в два раза. Все бы ничего, но из него оказались исключены наиболее востребованные в российских школах учебные пособия – по системе развивающего обучения Леонида Занкова (все 42 учебника издательства "Корпорация "Фёдоров"), по математике для начальных классов Людмилы Петерсон (издательство "Ювента") и популярный учебник по английскому языку Happy English (издательство "Титул").
Под вопросом – система
Пожалуй, никогда я еще не видела такого единодушия педагогов и родителей, объединившихся в Интернете. На "мамских" и профессиональных педагогических форумах размещены ссылки на петицию министру образования РФ о возвращении в строй вышеуказанных учебников, по которым в общей сложности обучаются от 25% до 80% российских школьников.
Система Занкова является одной из самых результативных в начальной школе, у нас по ней обучаются 27% из 805 человек, – говорит директор школы № 132 Инна Борисенко. – Причем с каждым годом динамика идет на увеличение желающих учиться по этой программе. Я и для дочери в свое время выбрала систему Занкова и наглядно вижу результаты. Мы надеемся, что это не окончательный перечень учебников, поскольку его реа- лизация не лучшим образом скажется на образовательном процессе. Пострадать ведь может не только система Занкова, но и программа "Перспектива", основанная на учебнике математики для начальных классов Людмилы Петерсон, а также целая система обучения английскому языку, поскольку порядка 80% барнаульских школ используют учебник М.З. Биболетовой и К.И. Кауфман. И если даже нам позволят продолжить работу по пособиям, по которым дети уже начали обучение, что тогда делать с тем колоссальным количеством учебников, оставшимся не у дел? Мы наконец достигли стопроцентной укомплектованности учебниками, а теперь все начинать сначала?
Понять директора, пожалуй, самой многочисленной начальной школы Барнаула можно, как и родителей занковцев. В начальных классах и так мир ребенка меняется со страшной скоростью, и было бы катастрофой менять программу, к которой он только-только начал привыкать. Директор же лицея № 101 Василий Михальчук успокаивает:
– Никто не собирается запрещать программу тем, кто уже по ней учится. Если говорить откровенно, то программа Занкова в чистом виде редко где ведется. Выдерживается методика, но на первом месте все-таки ФГОС, а к ним в той или иной мере подведены все образовательные программы. И еще хочу обратить внимание, что главное – не учебник, а как и кто будет обучать ребенка.
Кому больнее?
В результате передела переч- ня учебников скорее пострадают педагоги, работающие по ним. В случае отказа от занковской программы тысячам учителей придется срочно искать новую, по которой они будут учить первоклассников-новобранцев, что грозит отказом начальной школы от развивающих программ. В результате нововведений из проекта перечня ушли не только учебники системы Занкова, но и "Математика" Л.Г. Петерсон, входящая в развивающую программу "Перспектива".
Не меньше беспокоятся и учителя английского языка, которых могут лишить популярного учебника по английскому языку Happy English (издательство "Титул"), используемого в практике на протяжении многих лет.
– Издательство не только собрало под своим крылом самых талантливых авторов учебно- методических материалов по английскому языку, но и обеспечивает всестороннюю методическую поддержку, – комментируют ситуацию педагоги на сайте АКИПКРО. – Учебный материал отвечает сфере интересов детей, систематизирован, направлен на проектную деятельность. Авторы постоянно осуществляют обратную связь с учителями- практиками, работающими по их учебникам, учитывают их пожелания в новых редакциях. Назовите мне еще одно издательство, которое так трепетно относится к тем людям, которые пользуются его продукцией в работе!
Есть в этой истории и третья пострадавшая сторона – поставщики литературы. Некоторые магазины закупали популярные учебники на несколько лет вперед.
– Конечно, книготорговые предприятия пострадают, если перечень утвердят в этом виде, – считает генеральный директор книжной сети "Бисер" Сергей Коваленко. – В особенности те, кто осуществляет оптовые закупки. Мне известно, что многие уже приобрели вышеуказанные учебники 2014 года выпуска. Ведь они действительно самые популярные, проверенные временем. Даже судя по нашим продажам, английский язык по учебникам "Титула" преподают в 70% барнаульских школ. Но больше всего, на мой взгляд, потеряют школы. В особенности те, которые в течение двух лет скупали учебники по аукционам, по котировкам, тратили на них бюджетные деньги.
Лучшие стали худшими
Это и возмутительно, речь ведь не идет об экспериментальных программах. Получается, что много лет непризнанные учебники всех устраивали, они нравились детям и по ним с удовольствием работали учителя. Более того, в 2012 году по результатам мониторинга соответствия учебников и учебных пособий требованиям учебного процесса Happy English.ru был признан лучшим. И вдруг теперь они оказались недостойными федерального перечня. Как такое возможно?
Недоумение вызывают и причины исключения учебников из перечня. Как заявили в Мин- образования, издательство "Титул" предоставило экспертные заключения, в которых название учебников не соответствовало указанному на титульных листах. Издательство "Фёдоров" предоставило копии экспертных заключений вместо оригиналов. А в отрицательном отзыве на учебник Людмилы Петерсон по математике для первого класса эксперт РАО указала на то, что данное пособие "не способствует формированию патриотизма", так как "герои произведений Дж. Родари, Ш. Перро, братьев Гримм, А. Линдгрен вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ".
Остается надежда только на то, что в окончательном перечне учебников, который представят к 1 апреля, не будет столь глобальных изменений. Ведь к созданию учебного плана на будущий год педагоги должны приступить уже в четвертой четверти, а к 1 сентября все учебники должны уже быть закуплены согласно утвержденному перечню.
Комментарии 0