Первые компьютеры будили эротические фантазии барнаульцев

04 декабря 2008, 10:47, ИА Амител

Ко всемирному Дню информатики, отмечаемому сегодня, 4 декабря, газета "Вечерний Барнаул" подготовила статью о то, как наука о вычислительных машинах развивалась в Барнауле.

Первые ЭВМ занимали площадь в половину корпуса Алтайского госуниверситета (АлтГУ) на пр. Красноармейском в Барнауле. Тогда эти машины недотягивали даже до возможностей современного калькулятора.

"В 1971 году я поступил в политех, мы демонтировали компьютер "Минск-14", а из Белоруссии приехали два инженера и ставили более современный "Минск-22", полупроводниковый", - вспоминает Владимир Иордан, кандидат физико-технических наук, доцент кафедры вычислительной техники и электроники физико-технического факультета АлтГУ. – Стойка этого "Минск-14" была шириной метра полтора, высотой два с лишним, и в длину метров шесть-семь. Вот такой шкаф здоровущий. Он очень сильно грелся, на окнах стояли огромные вентиляторы, вибрация, шум... и жара, где-то 55-60 градусов. Все ходили туда смотреть на девчонок! Потому что там очень жарко, они в легких облегающих халатиках. Мы только и искали повод для того, чтобы зайти и что-нибудь спросить: "А вот, знаете, а вы не подскажете там то-се".

- Ламповый калькулятор - Безусловно, Советский Союз был абсолютным лидером в той области, - считает Павел Зацепин, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры вычислительной техники и электроники физико-технического факультета АлтГУ. - И первая промышленная серия компьютеров – это "Стрела". А вообще первый советский компьютер назывался МЭСМ – малая электронно-счетная машина. - И какого размера была эта "малая машина"? В основном они выполняли расчетные задачи. Программировало их в двоичных кодах несколько десятков человек. В среднем такой компьютер без сбоев работал полчаса.

- А сколько времени занимал процесс программирования?, - поинтересовался корреспондент "ВБ"

- Несколько дней, - ответил Павел Зацепин, - представляете, несколько дней они работали над тем, чтобы он полчаса поработал! Но то, что он делал за полчаса, и за полгода не смог бы сделать целый коллектив специалистов. На него уходило страшное количество энергии – под такой компьютер строилась специальная питающая станция, небольшой охладительный заводик… и нанималась армия техников и армия программистов. На этих машинах рассчитывались задачи, связанные с делением ядер, или, например, движения вихрей в атмосфере.

- А там тоже был монитор, жесткий диск?

- Нет-нет! Это было некое электронное устройство, собранное из ламп, на них создавались ячейки – триггеры, и такого понятия, как "жесткий диск", не было. Элементы памяти были на тех же лампах либо на магнитных трубках, и объемы исчислялись килобайтами. 15-16 килобайт для того времени – это очень много. Блок памяти на 16 мегабайт был размером с письменный стол.

- А процессор? Оперативная память?

- Процессора как такового тоже не было. Рассматривался блок процессора – то же самое устройство на тех же самых лампах, который занимал несколько комнат. Вообще весь компьютер – это блок процессора, блок оперативной памяти, блок ввода-вывода и блок питания. И все это занимало громадные объемы.

Программисты – маги

- А как он выдавал результат?

- На индикаторы – загорались лампочки, "единички" и "ноли" в двоичном коде. Тогда работа программистов была просто магией! Люди приводили задачу в двоичный код! Скорость расшифровки зависела, конечно, от квалификации программиста, и она могла занимать полчаса, может, час.

- Павел Михайлович, а вы с такими компьютерами работали?

- С такими – нет. Когда я работал в вычислительном центре статистического управления, в 1982 году, меня в наказание заставили заниматься демонтажом компьютера "Мир-2", это уже машина второго поколения. У меня была задача собрать разъемы, раздробить их молотком, позолоченные контакты сложить отдельно, а остальное – в утилизацию. На "Мире" не работали, потому что уже стояли компьютеры третьего поколения. Кстати, машины второго поколения печатали результаты рулонами бумаги, а данные в них вводились на перфокартах. Это такие карточки, на которых специальным устройством в соответствии с кодировкой пробивались отверстия. Они формировались в колоды, которые вставлялись в приемное устройство компьютера. А в компьютерах третьего поколения уже стояли жесткие диски, они были съемные.

- Как они выглядели?

- Большая коробка, внутри которой набор дисков. Все это вставлялось в дисковод, размером в половину обеденного стола. Диски там закреплялись, раскручивались, а потом между ними в поток воздуха вводились головки, которые читали информацию. Но если случался скачок напряжения, то скорость вращения снижалась, и головка падала на диск со страшным скрежетом! После такого диск, конечно, приходил в негодность. Они вообще были очень чувствительны к пыли, влажности… да ко всему. Когда я с ними работал, проверялось все, вплоть до чистоты халата, который я надевал, в каких тапочках я заходил! Доступ в гермозону, где работали жесткие диски, имело очень ограниченное количество человек: я, как оператор, и электронщик. Даже программисту нельзя было туда входить.

Не 15 минут, а сутки

- И сколько информации на них входило?

- От 16 до 27 мегабайт. На этих компьютерах мы обрабатывали информацию "Стройбанка", данные о зарплате "Геофизики", данные колхозов-совхозов... в общем, статистика и научно-технические данные. То, что сейчас можно посчитать за 15 минут, тогда могло занимать 24 часа. Эти компьютеры уже работали сутками. Оперативной памяти было 512 килобайт, при этом на нем "гоняли" по пять-шесть задач. А еще в это время в политехе смонтировали "ЕС-1060", там было оперативной памяти аж 4 мегабайта. Это был суперкомпьютер!

- Почему же со временем мы так отстали от конкурентов в развитии этой техники?

- Кстати, первый персональный компьютер появился в СССР еще в 1969 году, его сделала группа исследователя Берга. Советская промышленность была, как известно, плановой, и что-то резко изменить было очень сложно. А в этой области все меняется очень резко: каждые 2,5 года производительность увеличивается в два раза. Наше отставание – не в идеях, не в архитектуре, а в стратегически неверном направлении. Очень много наших разработчиков уехало в западные фирмы. Последними были группа Бабаяна, целый институт! Сейчас этот коллектив работает на фирму Sun. Много людей перешло в Intel. А сейчас уже, наверное, нет смысла специально развивать эту технику. Мир стал глобальным: зачем делать у себя, когда это делают в Китае?

Справка "ВБ"

Первое поколение компьютеров – "Стрела", МЭСМ и др. Появились в конце 1940-х – начале 1950-х. Оперативная память - 1-2 килобайта, работали на лампах накаливания. Размер – пара подъездов пятиэтажного дома.

Второе поколение компьютеров – "Минск-22", БЭСМ и др. Появились в конце 1950-х – начале 1960-х. Оперативная память – несколько десятков килобайт. Лампы накаливания заменили транзисторы. Размер – несколько комнат.

Третье поколение компьютеров – "ЕС-1010", "ЕС-1030" и др. Появились во второй половине 1960-х. Оперативная память - несколько мегабайт, в них использовались микросхемы. Размер – половина комнаты.

Четвертое поколение компьютеров – привычные для нас персональные компьютеры. Считается, сегодня мы работаем на поколении 4+, или 4,5.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров