Первый раз в первый класс: ликбез для родителей алтайских первоклассников

14 августа 2014, 12:30, ИА Амител

Уже через несколько дней ваш ребенок станет первоклассником. Как помочь ему адаптироваться в новых условиях, влиться в незнакомый коллектив и получить от учебы удовольствие, а не разочарование? Об этом и многом другом корреспондент "МК" побеседовал с педагогом-психологом комплексного центра социального обслуживания населения Октябрьского района Барнаула Яной Бояркиной.

 Без паники

— Яна Николаевна, осталось меньше месяца до того момента, как тысячи первоклашек впервые придут в школу. Как родителям настроить их на позитивный лад перед этим волнующим событием?

— Самое главное — нужно самим настроиться позитивно. Не волноваться, не переживать по этому, безусловно, важному для всей семьи поводу. Помните, ваши тревоги и страхи, как бы тщательно вы их ни скрывали, передаются ребенку. А если вы сами чувствуете неуверенность, если вас терзают сомнения, с такими же чувствами ребенок пойдет в школу. Ему именно сейчас, как никогда, нужна ваша поддержка, одобрение и участие.

— Как тут настроиться на позитив, когда вокруг только и слышишь: государственные программы, стандарты, ЕГЭ в конце концов? Потянет ли все это ребенок?

— Поменьше прокручивайте в голове негативные сценарии, а об ЕГЭ и вовсе пока рано думать. Если вас терзают сомнения, накопилась масса вопросов, сходите в школу, поговорите с учителем, психологом. Скорее всего, окажется, что ваши страхи по большому счету надуманы. Отвлекитесь, пройдитесь с ребенком по магазинам, выберите форму, канцелярские товары, портфель. Поверьте, этот совместный ритуал вас обоих зарядит положительными эмоциями. Первого сентября не забудьте устроить семейный праздник. Пусть этот день запомнится как торжественное событие.

— Многие родители, пытаясь настроить своих, по сути, еще малышей на серьезный лад, увещевают: "Ты стал взрослым!", "У тебя начинается новый, серьезный этап в жизни!" Правильно ли это?

— Не стоит запугивать ребенка, накручивать ситуацию. Поймите, ему и так сейчас непросто, он покидает комфортный для него мир детского сада, где все было привычно и знакомо, и идет в неизвестность. Ваши слова — о взрослой жизни, серьезном этапе — могут вызвать дополнительное эмоциональное беспокойство. Расскажите ему о школе, о том, что там он узнает много интересного, у него появятся новые друзья, увлечения. Что все это здорово!

Непустячные проблемы

— Как долго у первоклашек длится период адаптации?

— У всех по-разному, все очень индивидуально. Кому-то хватает месяца, чтобы почувствовать себя как рыба в воде, кому-то полгода, кому-то больше. Главное в это время — не отгораживаться от ребенка, внимательно относиться не только к его успехам в учебе, но и к эмоциональному, психологическому состоянию. Не отмахивайтесь от его проблем, даже если вам они покажутся пустяками. Дайте ему возможность высказаться, вместе проговорите ситуацию, найдите варианты решения проблемы. Если вы сейчас отгородитесь от ребенка, решив, что он еще мал для серьезных разговоров, то, став подростком, он уйдет на улицу и там будет делиться своими проблемами, давно уяснив для себя, что дома его не хотят слушать, а могут лишь отругать и ничем не помочь.

— Многим родителям зачастую просто не хватает времени на то, чтобы вникать в проблемы ребенка. С утра до вечера на работе, дома — готовка, уборка...

— Важно не количество, а качество потраченного на ребенка времени. Идете со школы домой — обсудите, как прошел день, готовите ужин — пусть ваш сын или дочка посидят рядом, расскажут о школьной жизни, друзьях. Тот, кто хочет иметь контакт с ребенком, всегда найдет время на общение с ним, каким бы занятым человеком он ни был.

Хвалите чаще

— В первом классе уже приходится выполнять домашнее задание. В какой мере родители могут участвовать в этом процессе?

— Здесь также должен быть индивидуальный подход. Если в первом классе ребенок уже проявляет самостоятельность и ответственно подходит к выполнению домашнего задания, пусть делает уроки сам, а вы будьте рядом, чтобы в случае затруднений помочь. Но есть дети, которые просто не могут долго сидеть на месте, им сложно сосредоточиться. В таком случае присутствие мамы или папы будет дисциплинировать ребенка, не даст ему возможности отвлекаться на посторонние предметы. Кому-то нужно подсказать, разложить все по полочкам, помочь разобраться. Некоторые родители, чтобы не тратить лишнее время и нервы, сами берутся выполнять за ребенка домашнее задание. В таком случае помните, что пройдет совсем немного времени и он начнет вами манипулировать, искать повод, чтобы свалить свою работу на вас: не могу, не получается, я устал. Лучше пресекать такие попытки на корню.

— Часто родители стращают: "Плохо сделаешь уроки — не пойдешь гулять, не будешь смотреть телевизор". Насколько оправданны такие карательные меры?

— Ребенок не должен учиться на страхе. Если он будет думать только о том, какое наказание его ждет за допущенную ошибку, он не сможет сосредоточиться на самом процессе. Даже если что-то не получилось, буквы вышли корявыми, а два плюс два равно восьми, ни в коем случае не ругайте его, подбодрите, предложите свою помощь. Не предъявляйте к ребенку завышенные требования, помните, что пока он только учится учиться. Хвалите чаще, даже за самые маленькие достижения.

— Что же делать, если ребенок учится плохо? Смириться и хвалить?

— Необходимо найти причину неуспеваемости. Возможно, есть проблемы с памятью, вниманием, или ему просто неинтересно учиться, так как потеряна мотивация. Постарайтесь разобраться, а если что-то настораживает, обратитесь к специалисту, который поможет найти корень проблемы и подскажет шаги к ее решению.

Не перегнуть палку

— Бывает, что дети стесняются поднимать руку и уж тем более выходить к доске. Как с этим бороться?

— А кому по большому счету на данный период мешает эта скромность? Для проверки знаний ребенка учителю вполне достаточно его записей в тетрадях, результатов контрольных и самостоятельных работ. Вовсе не обязательно для этого вызывать его к доске и создавать дискомфорт. Не нужно ломать ребенка. Попросите учителя с пониманием отнестись к особенностям вашего первоклашки. Как правило, детей, которые боятся отвечать у доски, больше пугает критика, а не сам выход перед классом. Вдруг что-то не получится, все будут смеяться, учитель поставит плохую оценку, а потом еще и дома достанется. Объясняйте, что совершать ошибки — это нормально и не нужно этого бояться, что за это его не накажут, а помогут разобраться и исправить недостатки. Возможно, есть смысл записать его в какой-то кружок, где он в непринужденной игровой обстановке сможет раскрепоститься, научится взаимодействовать с другими детьми.

— Есть родители, которые стремятся пристроить свое чадо в какую-нибудь особенную школу: с английским, гуманитарным, физико-математическим уклоном. Насколько оправданны эти амбиции?

— Перед поступлением в школу дети проходят тестирование, по результатам которого можно определить, к чему готов ваш ребенок: к углубленному, обычному или облегченному обучению. Понятно, что право выбирать ту или иную школу принадлежит только вам, но нужно исходить из объективных обстоятельств: потянет ли ваш ребенок углубленное обучение, справится ли с повышенными требованиями. Иначе эта ошибка может дорогого стоить. Есть, конечно, возможность, убедившись, что ребенок не тянет программу, поменять учебное заведение, но в этом случае мотивация у ребенка к учебе уже может быть потеряна, школа будет ассоциироваться с каторгой, а все учителя — со злодеями. Мама будет пить валерьянку, переживая, что дочь или сын не оправдали ее ожидания. Поэтому мой совет — трезво оценивать возможности ребенка и помнить, что любим мы своих детей не за то, что они учатся в элитной школе, теша тем самым наше самолюбие.

— Что делать, если ребенок заявляет, что он не хочет ходить в школу, потому что там его все обижают?

— Поговорить с ним на эту тему, выяснить, что скрывается за его словами. Наверняка не может быть так, чтобы его обижали все 25 одноклассников. Возможно, произошел конфликт с соседом по парте или на перемене игра переросла в ссору. Ни в коем случае не стоит устраивать разборки с обидчиком вашего сына или дочери. Тем самым вы не научите его решать конфликты. Выясните, что конкретно случилось, подскажите варианты выхода из ситуации. Например, просто не общаться с этим мальчиком. Если есть необходимость, поговорите с учителем, ведь он видит ситуацию изнутри. Но этот разговор должен происходить один на один, а не при всем классе.

— А если у ребенка не складываются отношения как раз с учительницей, он уверяет, что она плохая, злая?

— Плохая в чем? Заставляет работать на уроке, выполнять задания? Проанализируйте свое отношение к педагогу. Если вы доверяете учителю, то со спокойной душой вверяете ему свое чадо. Если нет — начинаются сомнения: а не обижает ли она вашего ребенка, не занижает ли ему оценки, не относится ли к нему враждебно. Эти тревоги передаются малышу, влияют на его отношение к учителю, а в конечном итоге — на учебный процесс. По мере возможности чаще общайтесь с педагогом, не пропускайте родительские собрания, участвуйте в жизни класса, тогда у вас не будет излишних волнений и ваш ребенок будет ходить в школу с удовольствием.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров