Петр Мамонов: «Чтобы с грехом расстаться, надо его возненавидеть. Я тему пьянства, наркоты теперь ненавижу»
10 октября 2012, 14:17, ИА Амител
15 октября, в столичном Театре имени Станиславского, давно
облюбованном сатиром-отшельником русского рок-андерграунда Петром
Мамоновым, состоится премьера его нового музыкального монолога в двух
частях "Дед Петр и зайцы". После генерального прогона спектакля, который
в состоянии стать одним из хитов начавшегося театрального сезона, с
Петром Николаевичем встретился обозреватель "Известий".
— Вы сейчас забавно заметили: "Главное в конце не
сорваться на "Шуба-дуба блюз". И действительно, "Дед Петр и зайцы" похож
на соло актера, хоть и избравшего смиренно-уединенный образ жизни, но
не переставшего сдерживать какие-то прежние, естественные эмоции.
— Конечно, я — яростный человек. Но
сейчас для меня такая сущность — художественный прием. Закон искусства:
сколько энергии вложишь в произведение — столько в нем и будет. Просто
энергия бывает разная. Можно руками махать, скакать и визжать, а можно
сосредоточенно, неподвижно, но не менее энергично доносить свои мысли со
сцены. Меня стали интересовать вещи внутреннего характера, а не
внешнего. Годы-то идут. Мне 61. Это все-таки не 45.
— Но Игги Попу, например, больше, чем вам.
— Игги Поп ничего другого не умеет. А я думаю, что умею не только дергаться и активно скакать по сцене. Хотя к Игги Попу отношусь с полным почтением. Он был кумиром нашей молодости. Но мало ли кто до сих пор прыгает. И Поп, и "Роллинг Стоунз", и Фогерти. Они — рок-звезды. У них работа такая. А я все-таки поэт в первую очередь. И сколь уж энергично преподношу свои тексты, не знаю. Но, может, еще буду поэнергичнее.
Вообще, на сцене я всегда таков, каков я
есть в данный момент. Не примеряю на себя никакие иные образы. Вот
Высоцкий, например, сочиняя и исполняя свои песни, погружался в образы
шоферов, военных, заключенных и т.п. Художественные формы всегда
диктуются духом, который в человеке пребывает. Я сейчас смотрю свои
старые концерты, и они мне не нравятся. Мало там удачного, хотя тогда я
совершал бешеные скачки, но подлинного искусства там вижу немного. В
спектакле "Дед Петр и зайцы" мне хочется проработать каждое движение,
жест, интонацию более скрупулезно. К сожалению, нас поджимает время,
поэтому придется все доводить на публике. Чуть добавишь простоты —
выйдет слабо. Повернешь в другую сторону — переиграешь, получится Актер
Актерыч или бабский сказочник. А где я сам? Хочу заговорить собственным
языком. Не воплощая образы антигероев, которые всю жизнь создавал и
играл. Может, это обречено на провал. Не знаю. Но мне интересно искать.
— Поэма Венедикта Ерофеева
"Москва–Петушки" кажется для кино или театра неподъемной. Что ни делай,
выйдет плоско и нарочито. Но вот только что в "Студии театрального
искусства" Сергея Женовача вышел такой спектакль, и достойный актер на
главную роль нашелся. Мне думается, подобный проект мог реализоваться и
раньше, предложи вам кто-нибудь из режиссеров сыграть Веничку. Сейчас бы
еще хотелось взяться за такую работу?
— Не хотелось бы. Чтобы с грехом
расстаться, надо его возненавидеть. Я тему пьянства, наркоты теперь
ненавижу. Это не означает, что я такой чистюля и, условно говоря, не мог
бы вчера напиться. Но даже если такое со мной случается, я это
ненавижу. И делать это предметом и темой каких-то своих работ в
искусстве не буду. Мне неинтересно. Это прошло, вчерашний день. Тем не
менее с огромным уважением отношусь к Веничке и его замечательной поэме.
Но тема ее сейчас мне гадка, и перечитывать не хочется.
Вот мне подарили замечательный альбом
Хвоста (поэт Алексей Хвостенко. — "Известия"). Он был очень талантливый,
интеллигентный человек. Там записан некий капустник, где зафиксировано,
как рождаются и поются его песни. Жутко интересные стихи. Но опять же
все замешано на какой-то алкогольной теме. И это противно лично мне. Не
как актеру, поэту, выразителю неких идей общества, а лично мне, Пете
Мамонову. Пьянка эта бесконечная, вот уже где, по горло.
— "Во всех дверях стоит бес — демон
Алкоголь...", — как поет Борис Гребенщиков. Вы так резко об этом "бесе"
говорите, потому что все еще его боитесь?
— Разумный человек всегда побаивается Бога. И в данном случае я боюсь не водки, а греха. Если бы я мог, как Олег Иванович Янковский, царствие ему небесное, выпивать после съемок каждый вечер соточку виски. Он прекрасно себя чувствовал и не был алкоголиком. Я так не умею. Сразу пью литр и все такое. Зачем? Мне становится от этого хуже. И неприятно об этом ни вспоминать, ни разговаривать на данную тему.
— Душа ваша за годы по-настоящему
прижилась к деревне или Мамонов все же остался в большей степени
учащимся центровой английской спецшколы, парнем с Большого Каретного?
— И то, и другое. То, что я 20 лет живу в
деревне, конечно, бесследно не прошло. Что-то во мне меняется. Может,
спокойнее стал. А люди везде похожи. Город, деревня — это вообще всё
маленькие пространства. И там люблю быть, и здесь. Никуда я не убегал. В
деревне люблю жить, поскольку там мне удобнее, больше места для работы,
покоя. Не так меня там достают. А в Москве люблю своих друзей, люблю
сам этот город. Буду о нем сейчас песенки петь.
— Почему вы практически не общаетесь с
вашим однокашником, человеком с которым создали "Звуки Му" Александром
Липницким, и не поддерживаете его начинание "Отзвуки Му"?
— Мы дружим, у нас нет никакой ссоры, к
Саше я прекрасно отношусь. Он мой товарищ, как был, так и есть. Но
как-то не сводит нас судьба. У меня очень много работы. Я вообще
самодостаточен. Времени осталось немного, а хочется успеть еще столько
сделать.Так бывает, что темы для бесед старых друзей
утрачиваются. О чем я и пою в одной из песен в новом спектакле. Вот
порой позвонит старый друг, а нам не о чем говорить. Я бы рад, да не о
чем. А о чем разговаривать? Ну, реально представьте. Сидим. "А помнишь
Нинку? — Ну, помню. — А вот Вася умер. — Да... — Ну, пока". Ведь так
происходит. Чего самим себе врать-то?
— Вам нравится обращение "Петр
Николаевич"? Среди рок-музыкантов у нас по имени-отчеству практически ни
к кому не обращаются. А на эстраде есть только Алла Борисовна и Иосиф
Давыдович. То есть, вы, можно сказать, отечественный рок-Кобзон?
— Петр Николаевич — мое имя, в котором
упомянуто и имя моего отца. Почему мне это не должно нравиться? Да и по
годам я уже подхожу для такого обращения. Мне гораздо больше не
нравится, когда мне говорят: "Петя, ты...". А передо мной 25-летний
парень. Думаю, какой я тебе Петя?
— Полагаю, вы один из тех людей
искусства, кто испытал наиболее противоречивые эмоции, увидев известную
акцию Pussy Riot и последствия, которые произошли с тремя девушками из
этой группы. Вы человек православный, но вполне светский, всегда далекий
от консерватизма и когда-то вообще считавшийся одним из отцов
советского постпанка.
— Есть такой христианский подвиг —
юродство. И тут что-то от него. Я вот, допустим, в свое время принял
удар на себя. Не стал кричать: мы ждем перемен! А сказал: я — урод.
Хочешь с таким жить — будь таким. Хочешь скорее от этого убежать — не
будь таким никогда. Я сижу, как старый подвижник, по уши в болоте и
кричу: "Ребята, не ходите туда!". Вот что я пытался все жизнь делать. А
сейчас могу уже, кажется, сказать что-то более путное. Короче, раньше мы
разрушали, а сейчас время созидать.
— Так эстетически Pussy Riot вам близки?
— Эстетически? Это уж мое дело
Комментарии 0