Победы в гонке "Дакар" не приносят денег КамАЗу
17 января 2011, 17:08, ИА Амител
В очередной раз выиграл "Дакар" российский КамАЗ. В воскресенье в Буэнос-Айресе состоялась церемония закрытия легендарного ралли-рейд. Его победителем в классе грузовиков стал гонщик российской команды "КамАЗ-мастер" Владимир Чагин, - пишут "Известия".
Для Царя (так называют Чагина в пелотоне) эта победа стала уже седьмой в карьере. Он побил рекорд знаменитого чешского гонщика Карела Лопрайса. А для команды "КамАЗ-мастер" нынешняя победа стала десятой в истории, что тоже является высшим достижением "Дакара" в самом тяжелом классе машин.
Лидерство КамАЗа в спорте безусловно, но насколько оно помогает ему в бизнесе? Столь ли хороши обычные "КамАЗы"? Гоночные машины для "Дакара" должны изготавливаться на базе серийной техники, на которую разрешено устанавливать опять же серийные узлы и агрегаты. Поэтому сегодняшний дакарский "КамАЗ" поставлен на шасси армейской полноприводной модели 4326.
Хорошо известно, что очень многие привычные в легковых автомобилях вещи впервые устанавливались как экспериментальное оборудование на болиды "Формулы-1". Хотя бы зеркала заднего вида по бокам. Но перенести "в поле" хоть какие-то особенности гоночных грузовиков очень непросто. И главное - очень дорого. Ведь цена дакарских "КамАЗов" достигает одного миллиона долларов.
Кроме шасси у армейского варианта модели 4326 и гоночного болида общего почти ничего нет. У армейского вес с грузом составляет 11,6 тонны, у гоночного - 9,5 тонны. Мощность двигателя 225 л.с. - и 830 л.с. Дакарский монстр может лететь со скоростью 165 км/ч (и она еще искусственно ограничена из соображений безопасности). Топливный бак на машине вмещает аж тысячу литров. Сравните со скромными 90 км/ч максимум у серийной машины и баками на 295 литров. Зато "обычный" КамАЗ-4326 стоит только 1,6 миллиона рублей.
"Ничего удивительного. У нас всегда единичные особи выходят хорошо, а наладить повседневную нормальную работу у менеджеров никогда не получалось, - говорит лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Перенести конструкторские решения, некоторые по крайней мере, можно. Но где взять людей, которые будут делать прекрасные машины изо дня в день? И доверия к продукции нет ни за рубежом, ни у наших покупателей".
С другой стороны, такие шоу, как "Дакар", служат прекрасной рекламой победителю во всем мире. Но актуально ли это для КамАЗа? В общем дела у него идут неплохо. Выпуск автомобилей и машинокомплектов для их сборки в 2010 году вырос в полтора раза и составил 34 тысячи. При этом в декабре объем производства превысил объемы декабря 2009 года уже в два раза.
Что же до заграничных успехов - тут все в перспективе. Согласно стратегическому плану, через пять лет за рубеж будет поставлено 13,4 тысячи "КамАЗов", а в 2020 году - 30 тысяч. Для сравнения, в 2009 году на экспорт пришлось 15% от камазовского производства, всего четыре тысячи машин и сборочных комплектов. Зарубежные рынки у КамАЗа слабо изменились с советских времен. "Дакар" тут ни при чем. Сборочные предприятия работают во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане и Индии. Через дилеров грузовики поставляются в Саудовскую Аравию, Чили, Никарагуа, Судан, Афганистан, Анголу, Венесуэлу и Панаму.
Можно предположить, что все победы российских грузовиков на всемирно знаменитых гонках идут на пользу стоимости бренда - этакой квинтэссенции положительного имиджа. Но, по последней оценке компании Interbrand, вся торговая марка "КамАЗ" стоит 79 миллионов долларов. Это примерно столько же, сколько одно только имя водки "Зеленая марка". Имя сотового оператора МТС стоит больше в сто раз - 7,8 миллиарда долларов.
Тем не менее сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев считает, что с помощью победы КамАЗ укрепит репутацию своего бренда как на внутреннем, так и на внешнем рынке. "Это довольно редкий пример для нашей страны. Потому что здесь мы эксплуатируем не сырьевые, так сказать, ценности, а технологии. Мы их видим воочию, и на фоне этого - успех! Таким же образом продвигают себя и производители моторных масел на гонках "Формулы-1"", - говорит он.
Иллюстративное фото с сайта: http://www.izvestia.ru.
Комментарии 0