Почему Европа помнит про холокост, но забыла про подвиг Красной Армии
01 февраля 2010, 12:58, ИА Амител
Роль СССР и Красной Армии в освобождении Европы от фашизма
когда-то была бесспорной, но в последние годы европейские парламентарии
постоянно "радуют" нас историческими "открытиями". Объективно кампания
по переписыванию истории стартовала 20 лет назад с публикации книги
"Ледокол", по странному совпадению написанной беглым советским
разведчиком Виктором Резуном (Суворовым), прячущимся на территории
английской военной базы. Именно он, первый, поставил знак равенства
между Гитлером и Сталиным, между вермахтом и Красной Армией.
Россия изо всех сил сопротивляется ревизионистам-фальсификаторам,
но перемежающаяся глухота на фоне провалов памяти - фирменная болезнь
европейского парламентаризма, начавшаяся в виде очаговых заболеваний
еще при Наполеоне и распространившаяся в форме эпидемии во времена
Крымской войны. В годовщину освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау(Освенцим) корреспондент "КП" обнаружил, что у России в ее борьбе с
фальсификаторами истории есть жесткие, авторитетные и непримиримые
союзники. Например, глава Европейского еврейского конгресса Вячеслав
Кантор.
"Мы начали наш разговор с трагедии холокоста, трагедии конкретного народа, но само собой выяснилось, что разделить трагедии и вычленить их из общей истории Европы и России невозможно. Как бы сильно этого кое-кому ни хотелось", - пояснил Дмитрий Стешин.
"Мы начали наш разговор с трагедии холокоста, трагедии конкретного народа, но само собой выяснилось, что разделить трагедии и вычленить их из общей истории Европы и России невозможно. Как бы сильно этого кое-кому ни хотелось", - пояснил Дмитрий Стешин.
Вячеслав КАНТОР: "МОЙ ОТЕЦ БЫЛ СОЛДАТОМ КРАСНОЙ АРМИИ"
- Спустя 65 лет мы вынесли несколько уроков из тех событий.
Безусловно, роль Красной Армии в освобождении Освенцима недооценена в
Европе и в мире. Нужно успеть воспользоваться тем, что у нас еще есть
живые свидетели,
солдаты-освободители. В ноябре я обращался к Президенту России с
просьбой наградить всех солдат-освободителей. Надеюсь, что их наградят
к 65-летию Победы. Для меня лично это тоже важно. Мой отец Владимир
Кантор был солдатом Красной Армии, был инвалидом войны. Для меня все
эти темы, связанные с холокостом, не являются отвлеченными - большая
часть моей семьи погибла в холокостах под общим названием "бабьи яры".
Их было шесть тысяч в Европе. Но меня как человека, занимающегося
реальной политикой, интересует: какие уроки мы извлекаем из этой
цивилизационной трагедии? Я бы выделил четыре урока. Во-первых,
холокост - это событие, которое объединило всю Европу. Второе - во
время любого кризиса, экономического или этнического, толерантность -
это наиболее востребованное действие для защиты и меньшинств, и любого
из нас. Третье - любое заигрывание и умиротворение фанатических режимов
проваливается, как провалилась подобная политика в свое время в Европе.
И четвертое - холокост научил нас, что не бывает никакой безопасности,
кроме глобальной.
"КТО РАЗВЯЗАЛ ХОЛОКОСТ И КТО ЕГО ЗАКОНЧИЛ?"
- Сейчас весьма настойчиво в Европе пытаются пересмотреть и
историю Второй мировой войны, и саму роль Красной Армии. Что можно
сделать, как остановить этот процесс? Какими методами?
- Я неоднократно и от Российского еврейского конгресса, который
возглавлял в течение четырех лет, и от Европейского еврейского
конгресса, который возглавляю сейчас, вносил несколько предложений.
Чтобы всемирный день холокоста назывался Днем освобождения лагеря
Аушвиц-Биркенау Красной Армией. Вопрос, как мне сказали, сейчас
рассматривается. Но с другой стороны, холокост - это не тема для
школьных учебников. Это вопрос, актуальный сегодня, и, к сожалению, и
завтра. Холокост - это тема для различных форм искусства, и эту тему
невозможно раскрыть с помощью политики. Только искусством, потому что
оно обращается напрямую к чувствам человека, минуя его сознание. У меня
была встреча с женщиной, которая была в четырех концлагерях. Первый
лагерь был очень страшный - лагерь для кормящих матерей. Находился он в
Восточной Европе, и в нем содержались триста матерей. Утром они кормили
детей, потом уходили на работу, вечером возвращались. Однажды они
пришли с работы, а детей нет. Матери были в ужасе, но нацисты сказали
им, что дети использованы в донорских целях. Женщина эта, по странному
совпадению, имела такую же фамилию, как у меня, - Кантор, и до 90 лет
сохранила веселый нрав, несмотря на пережитое... К сожалению, она ушла
в прошлом году... Ее звали Груня, родом она была из Латвии, мать моего
близкого друга. И Груня сказала мне: "Знаешь, после того как забрали
ребенка, я потеряла страх. У меня в жизни не осталось страха". Когда ее
освободили из четвертого лагеря американцы, заключенные нашли кого-то
из лагерной охраны. Он прятался, не успел убежать. Почти мертвые,
обессиленные люди рвали его много часов, пока он совсем не исчез. И я
спросил Груню: какой из фильмов лучше всего передает пережитую
трагедию? Она сказала мне, что почти невозможно полностью передать то,
что она видела. Но был единственный фильм, который смог, - это "Судьба
человека" Бондарчука.
"РОССИЯ ЗАПЛАТИЛА САМУЮ ДОРОГУЮ ЦЕНУ"
- Не так давно в ПАСЕ признали сходство и тождественность двух
тоталитаризмов - "коричневого" и "красного". Поговаривают уже и о
возрождении сталинизма в России. Вы согласны с этой позицией?
- С высоты исторического полета можно вообще уравнять все со всем.
Давайте все-таки спустимся на землю и обратимся к историческим деталям.Кто развязал холокост и кто его закончил? Кто среди антигитлеровской
коалиции заплатил за это самую дорогую цену - человеческими жизнями?
Здесь есть некое лукавство, когда люди сравнивают Гитлера и Сталина.
Подождите! Мы говорим не об исторических личностях, а о роли Красной
Армии во Второй мировой войне. Моя позиция - Россия заплатила за
ликвидацию цивилизационной катастрофы самую дорогую цену. Это моя
позиция, которая соответствует позиции 42 еврейских общин, входящих в
Европейский еврейский конгресс. Мы имеем мандат говорить это и от имени
тех, кто погиб в холокосте, и этот мандат никто не отзовет.
"БОРОТЬСЯ НУЖНО НЕ С НАРОДАМИ, А С ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ И РЕЖИМАМИ"
- Наша газета много лет борется с возрождением нацизма в
прибалтийских республиках бывшего СССР. Мы были инициаторами так
называемой антишпротной акции после очередного суда над ветеранами в
Латвии. Думаю, вы прекрасно знаете, как там относятся к нашим
ветеранам. При поддержке наших читателей мы смогли "уронить" экспорт
латвийских шпрот в России. И латвийские бизнесмены в открытом письме к
правительству потребовали пересмотреть отношения с Россией! То есть
бороться с этим явлением - реально. Но почему-то мы никогда не слышали
голоса разных весьма влиятельных еврейских организаций, осуждающих
такое мягкое и доброжелательное отношение правительств прибалтийских
государств к Третьему рейху. Буквально на днях, например, отличились
высокопоставленные эстонские чиновники, которые в эсэсовской и
вермахтовской форме отмечали какие-то свои фашистские праздники. И в
ответ - тишина. Почему?
- Главными ревизионистами, конечно, являются эстонцы, потом идут
латыши, а потом литовцы. Это общее явление для прибалтийских стран, и у
нас есть свой счет к ним. И мы их категорически осуждаем. И мы знаем,
что в братской могиле в Таллине, где стоял Бронзовый Солдат, были и
еврейские девушки. Но я не уверен, что экономический бойкот -
правильное решение для стран, с которыми мы в конечном счете хотим
наладить отношения, привить им наши нравственные нормы.
- А какие еще рычаги есть? Я, например, не знаю других методов...
- Политические. Хотя между Европой и прибалтийскими странами
никаких проблем в отношениях нет. Но вы не забывайте, какое количество
русских работают и живут в этих странах.
В октябре я был в одной из
наших общин в Эстонии. Это была полностью русскоязычная община, и меня
поразило, в какой жесткой оппозиции эти люди находятся к действующим
эстонским властям. И они открыто это высказывали. Внутри своей общины.
Они попросили меня: "Нельзя ли как-то посодействовать, чтобы нас
открыто не душили экономически?" То же самое и в Латвии. Вы посмотрите,
кто работает в этих так называемых транзитных индустриях! Это
русскоговорящая часть населения. Здесь есть особенность некоторая. При
идеологической непримиримости все-таки нужно сохранять хотя бы канал
для сближения. Назовите это грубо - торгом.
- То есть сделать ничего невозможно?
- Я просто видел своими глазами людей, по которым ударит
экономический бойкот, если он начнется. И потом, бороться нужно не с
народами, а с правительствами и режимами. Среди всех народов были и
праведники, и коллаборационисты. Я расскажу вам одну важную историю,
она случилась здесь, в Кракове. Все знают режиссера Романа Поланского,который для памяти холокоста сделал очень много. Пять лет назад я, как
человек верующий, решил пойти в Шаббат помолиться. И я пошел в район
Казимерж, вы тоже можете сходить туда, насладиться архитектурой... Там
есть все исторические атрибуты еврейской жизни, нет только людей. Они
все погибли в лагерях, а когда-то в этом районе жил миллион евреев. Там
осталась одна работающая синагога, которая с трудом набирает десять
человек - миньян, чтобы состоялась молитва. И то набирался миньян
только за счет таких, как я, - туристов. После молитвы я поговорил с
председателем общины, спросил его: почему так мало людей?
Разговорились, и председатель общины говорит, мол, у нас есть человек -
последний из "списка Шиндлера", он у нас сторожем работает. Хотите с
ним поговорить? Я стал расспрашивать сторожа о тех событиях, о жизни в
гетто, и этот человек мне сказал: "А меня ведь уже повесили!" Повесил
его полицай гетто, там была своя полиция. И полицай был, между прочим,
еврейской национальности! Но проходившему мимо немцу это страшно не
понравилось, и он сказал: "Какое ты имеешь право вешать еврея без моего
разрешения? Снять!" Этот полицай был отцом Поланского. Зачем я
рассказал эту историю? Нельзя никого огульно и коллективно обвинять.
Важны детали.
Фото автора и ИТАР - ТАСС
Комментарии 0