Почему нас очаровывают суперзлодеи?
31 июля 2012, 10:07, ИА Амител
Лекс Лютор, Дракула и Красный Череп не только не ограничены рамками традиционной морали, они существуют за пределами самой реальности. Их зло даже в самой реалистичной своей форме сохраняет налет нереального.
Но не пагубно ли наше очарование фантастическими извергами? Этот вопрос булькает под поверхностью общественного сознания с тех пор, как вооруженный человек в маске, назвавшийся после задержания полицией антиподом Бэтмена Джокером, на прошлой неделе открыл пальбу в Колорадо на показе "Темного Рыцаря. Возрождение легенды".
С психологической точки зрения существуют разные мнения по поводу того, что питает наш неослабевающий интерес к плохим парням-сверхчеловекам.
Теневая конфронтация. Психиатр Карл Юнг (Carl Jung) считал, что нам надо противостоять своей скрытой натуре и понимать ее, чтобы расти человеком. Здоровая конфронтация с нашим теневым "я" может придать нам новые силы (так, Брюс Уэйн создавал своего героя - Темного рыцаря для борьбы с преступностью), в то время как нездоровые попытки конфронтации могут вывести наружу самые худшие наши черты (как это пытается сделать Джокер с Бэтменом и Харви Дентом в "Темном рыцаре").
Ну чем не Бэтмен?
Исполнение желаний. Зигмунд Фрейд смотрел на человеческую природу как на явление изначально антисоциальное, приводимое в движение принципом подсознательного поиска удовольствий, стремлением получить то, что мы хотим, и когда мы этого хотим. Человек рождается плохим, но его сдерживает общество. Даже если психика полностью проявит свое эго (источник самоконтроля) и суперэго (совесть), подсознание все равно будет оставаться где-то внизу, в глубине, говорят фрейдисты. И ему эгоистично хочется многих вещей - поэтому оно очень хотело бы стать суперзлодейским.
Иерархия
потребностей. Представитель гуманистической психологии Авраам Маслов
(Abraham Maslow) утверждал, что людям, не удовлетворившим свои основные
потребности, очень трудно взрослеть и становиться зрелыми. Если ты
голодал, ты вряд ли будешь чувствовать себя в безопасности. Если тебе не
хватало любви и общения, тебе трудно будет сформировать самоуважение.
Люди, испытывавшие нехватку чего-то, могут завидовать и ненавидеть
других людей, у которых не было такого дефицита. Некоторые люди,
неспособные преодолеть социальные недостатки, начинают фантазировать,
мечтая удовлетворить свои потребности, свою алчность любыми способами,
хорошими или плохими.
Доводка. Иван Павлов сказал бы, что мы можем научиться ассоциировать суперзлодеев с другими вещами, которые ценим - с развлечениями, с силой, со свободой или с самими героями. Бихевиорист Б. Скиннер мог бы заявить, что глядя на суперзлодеев или читая о них, мы можем найти в этом нечто укрепляющее. Но если не знать, что в них такого укрепляющего, это равноценно заявлению, что это вознаграждает, потому что вознаграждает.
Наша мотивация в стремлении к суперзлодеям
На протяжении всей истории люди завороженно слушали рассказы о героях, противостоявших врагам - сверхчеловекам. Но какие конкретно желания, потребности и темные мечты удовлетворяют суперзлодеи?
Свобода. Сверхсильные герои обладают свободой, которой нет у нас. Никто не сможет арестовать Супермена, если он сам этого не захочет (по крайней мере, без криптонитовых наручников это точно не получится). Даже сидя в тюрьме, главный герой фильма "Хэнкок" в исполнении Уилла Смита свободен настолько, настолько он хочет. И хотя суперзлодеев часто бросают за решетку, они бегут на свободу столь же часто - как только захотят. И никакие правила и законы на них не действуют. Одетые в маскарадные костюмы Чудо-женщины и Капитана Америки не могут делать все, что им заблагорассудится, не оскорбив при этом наших героев и не выставив их на всеобщее посмешище. А вот одетые в злодеев могут сходить с ума и делать самые безумные вещи. Суперзлодейство освобождает.
Власть. Возможно, вы завидуете той власти, которой обладают эти злодеи. По той же самой причине можно обожать и супергероев, но хорошие парни не стремятся доминировать. Такие картины как "Хранители" и "На том свете" показывают, как герои превращаются в угрозу, когда пытаются захватить власть и стать главными. Так что, мечтая о супервласти, вы, наверное, думаете о героях, которые тоже мечтают о власти, например, о Страшилище (который управляет людскими страхами) или о докторе Думе (который все время хочет властвовать над миром).
Расплата. Бэтмен не только защищает невиновных; он причиняет боль порочным злодеям и вселяет в них такой же страх, какой они создают у других. Ребенок, которого запугивают и стращают, ищет защиты, и он может захотеть, чтобы его обидчики страдали точно так же. Бэтмен действует в рамках. Но вот Каратель, которым больше движет не стремление к справедливости, а чувство мести, и которого больше интересует не спасение жертв, а убийство бандитов, кажется менее героическим. Та часть человеческого сознания, которая жаждет расплаты, может по достоинству оценить часто возникающие у злодеев планы мести.
Обвинение жертв. Психолог Мелвин Лернер (Melvin Lerner) говорил о феномене справедливого мира, об общей тенденции считать, что жертвы заслуживают того, чтобы быть жертвами, а не верить в то, что плохие вещи происходят с хорошими людьми. Чем страшнее трагедия, тем хуже нам кажется жертва. Поэтому, когда Ганнибал Лектер калечит, а потом съедает не только обидевшего его человека, но и его супругу, наша человеческая натура заставляет нас думать самое плохое и о ней тоже.
Лучше злодей, чем жертва. Психологически зло возбуждает нас и приводит в действие, и от него мы чувствуем себя лучше, чем от волнения и от страха. Тот, кто чувствует себя жертвой, но не способен найти действенный способ воспротивиться обидчику, стать сильным и смелым героем, может извратить потребность в самоутверждении и превратить ее в потребность разрушать. Либо же здоровая личность может просто зациклиться на том, как все герои самоутверждаются в той или иной конкретной истории.
Лучший злодей как ровня лучшему герою. Герой предстает героем только тогда, когда ему предстоит преодолевать трудности. Герой настолько героичен, насколько велики трудности. Великим героям нужны великие злодеи. Без преступников Бэтмену не с кем будет драться. А Супермен без них превратится в летучего работника службы спасения, ищущего, кого бы спасти от кораблекрушения, аварии либо стихийного бедствия. Без суперпреступников самые величайшие герои мира покажутся сверхсильными и сверхжестокими ловцами недостойных их и ничтожных бандитов. Из-за мифов, легенд и преданий из глубины веков нам нужны герои, которые способны справиться с трудностями, преодолеть величайшие препятствия и сломить злобных гигантов.
Лицом к лицу со страхом. Вместо того, чтобы бояться темноты, вы можете рассеять эту боязнь, включив свет и посмотрев, что же там находится. Вымысел помогает нам чувствовать себя сильными и просвещенными, и при этом нам не надо таскаться по бандитским притонам и плохо освещенным закоулкам. Посмотреть, как гангстер целится в голову Брюсу Уэйну в "Бэтмене: Начало" - это тот максимум, дальше которого нам забираться не захочется.
Исследование неизвестного. Наша потребность бросать вызов неизвестности заставляет человеческую расу путешествовать по миру. Это мощное любопытство вынуждает нас выяснять все то, отчего мы приходим в недоумение. Это относится и к врагам рода человеческого. Знание - сила. По крайней мере, так нам кажется. Узнав больше о Теде Банди и об Унабомбере, мы чувствуем себя более защищенными от других, кто может совершить аналогичные зверства. Когда нас отталкивают мрачные подробности, мы можем исследовать зло через фильтр художественного вымысла, и это помогает нам созерцать самое худшее в человеке, не отворачиваясь прочь и не зацикливаясь при этом извращенно на реальной человеческой трагедии. Даже когда художественный вымысел о самых невероятных людях, творящих самые невероятные вещи, фантастический характер сюжета успокаивает нас, говоря о том, что такого случиться не может, а поэтому можно и не отворачиваться прочь.
Главное предназначение суперзлодея
В конечном итоге, наш интерес к суперзлодеям может быть здоровым или нездоровым. Даже наиболее неадекватные причины такого влечения обычно возникают из мотивов, которые изначально являются вполне нормальными и естественными - просто потом разочарование или недовольство толкает нас не на тот путь.
Но надо помнить, что вымысел про супергероев с них начинается, и на них же заканчивается. Авторы комиксов и артисты создают суперзлодеев, которые приходят и уходят как приглашенные звезды, как актеры второго плана; и прежде всего они должны показывать, какие героические это личности - звезды комиксов.
Комментарии 0