Почему в России исчезли вундеркинды
09 июля 2014, 15:49, ИА Амител
Когда я была во втором классе, меня отдали в музыкальную школу - мучить пианино. Вся провальность этой идеи была понятна уже на втором занятии. Но еще пять лет я разучивала ноты... Одновременно со мной учился мальчик Алеша, которого обожали все педагоги и ненавидела половина учеников. К восьми годам Алеша объездил половину страны с концертами. Шкафы в холле ломились от привезенных им кубков. А его грамотами можно было утереть слезы умиления четырем рядам слушателей на концерте в консерватории.
Алеша был вундеркиндом. Как сложилась его взрослая судьба, истории неизвестно. Но в музыкальной школе до сих пор бродит устойчивый слух: спился.
Куда, куда вы удалились?
Если считать талантливых детей по газетным статьям, то в 80 - 90-х годах прошлого века вундеркинды были чуть ли не в каждом городе. Их имена были на слуху - поэтесса Ника Турбина, музыкант Женя Кисин, сестры-математики Князевы... Кто-то вырос и стал известным, кто-то покончил с собой. Но главное - вундеркинды были. С ними носились как с писаными торбами, и ректоры радостно жали руки 12-летним низкорослым первокурсникам.
Сейчас на слуху иностранные детишки. И умильные репортажи по международным каналам новостей. Вот и идея этого материала пришла мне в голову, когда мы получили очередную подборку выдающихся малолетних гениев, обретающихся в западных странах.
Талантливые дети у нас есть, а вундеркиндов - нет. Куда же они делись? Вымерли, как мамонты в ледниковый период?
Я разыскала специалиста, который работает с отечественными вундеркиндами не первый десяток лет. Виктория Юркевич руководит ресурсным Центром одаренности в Московском городском психолого-педагогическом университете.
Беседовать об одаренных детях она сперва отказалась:
- "Комсомолка"? Нет, нет и нет! Таким детям нельзя попадать на страницы газет!..
Значит, гениальные дети в нашей стране все-таки есть. Но почему их прячут? После долгих уговоров Виктория Соломоновна все-таки согласилась рассказать об этом. При одном условии - никаких фамилий!
|
Талант - не вундеркинд
При встрече профессор успокоила меня - талантливых детей в России ничуть не меньше, чем в США или в Китае.
- Талантами наша страна не обделена, - считает Виктория Юркевич. - Но вундеркинд - это не просто одаренный ребенок. Это тот, кто по темпу развития способностей значительно опережает сверстников.
Через руки Виктории Соломоновны прошел не один десяток вундеркиндов. Кто-то стал ученым, кто-то скончался в совсем юном возрасте. А кто-то так и не нашел себя и меняет профессии как перчатки.
- За все годы, что я исследую феномен вундеркиндов, было лишь двое подростков, которые стали всемирно известными, - продолжает профессор. - Но ни один из них не был вундеркиндом. Грубо говоря, они были не из тех, чьи сочинения, написанные в 15 лет, с горящими глазами исполняет симфонический оркестр.
Далеко не всегда вундеркинды вырастают во взрослых гениев. Про таких часто говорят, что все их будущее - в прошлом. А ждут от них - о-го-го сколько...
- Я слышала и общалась с покойным Борисом Гольдштейном, - вспоминает Виктория Соломоновна. - Он был советским музыкальным вундеркиндом. Ждали, что будет гений. Я увидела его уже человеком за сорок. Скрипач. Играл очень хорошо, звук феноменальный, но ничего выдающегося, на мой непрофессиональный взгляд, не было. Хотя, говорят, учитель был замечательный и человек светлый... Вот только гением все же не был.
|
Маленькие звезды
Чего ждут от ребенка, который уже в пять лет щелкает дифференциальные уравнения? Конечно, что станет вторым Перельманом. Но чаще получается обычный Вася Пупкин. И во взрослом возрасте остаются лишь нереализованные амбиции.
- Я раньше вундеркиндов предъявляла СМИ, участвовала с ними в передачах... - приводит пример Виктория Соломоновна. - А это нехорошо, ребенок начинает чувствовать себя звездой. У вундеркиндов нет антител против шумихи, сенсационности... Взрослому не так страшно, он знает себе цену, сформировался как личность. Поэтому любая коммерциализация одаренности вредна.
Специалистов, которые понимают, как с вундеркиндами обращаться, единицы. И они быстро усвоили урок поэтессы Ники Турбиной. Гением она не стала, хотя пророчили вторую Цветаеву. И Ника покончила с собой.
- Очень, очень много случаев, когда судьба вундеркинда развивалась трагически, - признает Виктория Юркевич. - Звездная болезнь - тяжелая, хотя дело не только в ней.
Либо одно, либо другое
Когда на небе раздавали общительность, вундеркинды стояли в другой очереди, за мозгами.
- У каждого человека с рождения есть две основные потребности - в познании и в общении, - объясняет специалист. - У вундеркиндов потребность в познании сильно опережает другую. Эти дети не всегда хорошо социализируются, не умеют общаться. Поэтому особо одаренные ребята входят в группу поведенческого риска по классификации ВОЗ. Так же как умственно отсталые, несовершеннолетние уголовники и дети алкоголиков.
А теперь представьте, что 8-летний будущий гений живет где-нибудь в российской глубинке. С патрулем старушек у подъезда, с гоповатыми одноклассниками.
Что случится, как только люди вокруг узнают, что он вундеркинд? Насмешки, наезды, придирки, пинки... "Ты чо, самый умный тут?"
- Вундеркиндам действительно больше всех надо, - соглашается Виктория Юркевич. - Они рвутся к знаниям. Например, в одной столичной школе сейчас есть первоклассник, который решает сложные уравнения со степенями и логарифмами. Но вундеркиндом его делает не это, а желание развиваться.
Детям-вундеркиндам и без того сложно находить общий язык с людьми. А звездный ореол только все усложнит. И детство испортит, и шансы на счастливую взрослую жизнь может снизить. Нужно не суетиться вокруг этих детей, а разумно, если хотите, грамотно им помогать.
Вот и стали психологи и педагоги прятать вундеркиндов от широкой славы. В той же школе, где учится юный математический гений, нам наотрез отказались назвать его фамилию. И, наверное, правильно. Потому что хвастаться надо не будущими гениями, а их взрослыми достижениями.
КСТАТИ
Одаренные дети есть в каждой школе
В 2012 году специалисты МГППУ проводили масштабный мониторинг детской одаренности. В нем участвовали 63 московские школы, больше восьми тысяч детей. Оказалось, что одаренные дети есть буквально в каждой школе. Не вундеркинды, но со способностями существенно выше нормы. Причем часто одаренные дети - это не только те, которые выигрывают олимпиады…
Что интересно: часто они в школе не особенно заметны. Такие дети нередко плохо учатся, потому что им тесно и скучно в рамках школьной образовательной программы. А учителя не всегда могут отличить одаренного ребенка от легко обучаемого. И бывают случаи, что сами родители не верят экспертам, когда те говорят, что их ребенок одаренный: "Да какой он гений, он бездельник!"
Поэтому если вы считаете, что ваш ребенок раздолбай и ни к чему не способен, - не спешите ругать его и пророчить работу дворника! Лучше обратитесь к психологам: возможно, очень способному ребенку с яркими возможностями просто плохо в семье.
Комментарии 0