Подготовлен проект "глубокого" реформирования МВД

25 сентября 2012, 10:38, ИА Амител

Комиссия экспертов при министре внутренних дел России Владимире Колокольцеве подготовила проект глубокого реформирования МВД, который называется "Дорожная карта". Об этом пишут "Известия".

Специалисты утверждают, что официальная реформа МВД фактически провалилась, поэтому в первую очередь предлагают воссоздать и укрепить оперативные подразделения, усилить борьбу с коррупцией, организовать штат муниципальных помощников полиции, пересмотреть систему отчетности, статистики и реагирования на обращения граждан, а для борьбы с преступностью использовать современные методики и западный опыт. 

В МВД на критику о том, что реформа ведомства не достигла желаемых результатов, отреагировали старым, но действенным способом. Поскольку нарекания исходили от различных общественных деятелей, правозащитников в июле 2012 года, вскоре после назначения главой МВД Владимира Колокольцева, он распорядился создать рабочую группу по дальнейшему реформированию ведомства, в которую и пригласили всех инициаторов новых изменений.

В состав группы вошли в основном бывшие руководители МВД — опытные генералы, в свое время оставшиеся не у дел, а также адвокаты Генри Резник и Анатолий Кучерена, депутаты Госдумы Владимир Васильев и Александр Хинштейн, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин, доктор юридических наук, профессор, генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Гуров. Секретарем комиссии стал отставной генерал МВД и известный российский ученый-криминолог Владимир Овчинский. Очевидно, что Колокольцев, сам прошедший все ступени иерархии МВД — от оперативника с "земли" до министра, решил сделать ставку на опытных ветеранов. 

Экспертная группа подготовила и оформила свои предложения по реформе МВД в проекте "Дорожная карта". Документ из 25 страниц, по данным "Известий", уже в понедельник лег на стол членам рабочей группы и руководству МВД. Документ во многом сырой, но именно его предстоит обсудить членам расширенной рабочей группы, чтобы через месяц доработать "карту".

"Дорожная карта" начинается с небольшой преамбулы, в которой подводятся некоторые "итоги" реформы — "ни переаттестация, ни создание новой законодательной базы не привели в полной мере к результатам, ожидаемым гражданским обществом".

"Аттестация, в ходе которой было уволено весьма значительное количество сотрудников, сама по себе не могла решить задачу принципиального обновления и повышения профессионализма кадрового ядра. В основном на службу в полицию были переведены те же сотрудники милиции с их положительными и отрицательными качествами", — пишут эксперты. 

Предложения по дальнейшей работе разбиты на пять разделов: "Кадровый профессионализм", "Открытость для доверия", "Оптимизация", "Доступность правоохранительной помощи" и "Адекватные ответы новым вызовам и угрозам". 

В первую очередь эксперты предлагают победить коррупцию. Причем как на "бытовом" уровне — поборы на дорогах, вымогательство взяток при выдаче лицензий, так и на "системном", когда сотрудники МВД связаны с коммерсантами и чиновниками. Выявлять предателей среди полицейских предлагается в тесном межведомственном взаимодействии. 

Авторы предлагают срочно создать единую информационную базу о критике, жалобах и заявлениях на полицейских. Если сообщение подтвердится, необходимо срочно на него реагировать, сообщая о принятых решениях общественности и журналистам. 

Другим новшеством предлагается введение должностей "муниципальных инспекторов по охране общественного порядка" — некоего подобия бывших дружинников или "добровольных помощников МВД". Эта мера предлагается как вынужденная из-за недостатка участковых. Предполагается, что наделенные определенными правами муниципальные инспектора будут иметь статус гражданских служащих, а их финансирование ляжет на бюджеты субъектов федерации. 

Отдельно говорится об укреплении ключевых служб полиции — оперативных (в первую очередь угрозыска), участковых и ППС. Создатели "карты" предлагают расширить для них штаты за счет сокращения руководящих должностей и урезания непрофильных штатов. 

Оперативников также предлагают максимально освободить от бумаготворчества. Пока же составление различных рапортов, планов и отчетов занимает едва ли не половину рабочего времени сыщика угрозыска, отвлекая его от борьбы с преступностью. 



Бороться с конкретными преступлениями "Дорожная карта" предлагает с использованием зарубежного опыта — при помощи создания центров по поиску пропавших детей по американскому типу, использования различных мировых методик, совместной работы СКР и ФСБ по раскрытию застарелых висяков. 

Авторы "Дорожной карты" предлагают сделать максимально правдивой и прозрачной статистику преступности. "Превращение нашей уголовной статистики в статистику правды является одной из главных целей нового этапа реформирования органов внутренних дел", — говорится в документе.



Как считают создатели проекта реформирования МВД, устранить основной барьер между полицией и гражданами, которые зачастую просто не видят результатов реагирования на их обращения, должна единая государственная автоматизированная система правовой статистики, которая сейчас создается под эгидой Генпрокуратуры. Именно она может обеспечить "прозрачность и достоверность учета поступающих сведений о преступлениях". 


"Дорожная карта" предлагает радикально изменить систему реагирования на обращения граждан. Например, предлагается отказаться от модели, когда полицейские начинают работать лишь после того, как будет оформлено постановление о возбуждении уголовного дела. Создатели проекта ссылаются на зарубежный опыт и призывают разработать на его основе собственную российскую новацию. Предлагается следующая схема: регистрация заявления, сбор доказательств, задержание подозреваемого на 48 часов и следствие.



Также в "Дорожной карте" ставится вопрос о воссоздании подразделений по оргпреступности. Они существовали с начала 1990-х годов вплоть до 2008-го, когда департамент по оргпреступности и терроризму был расформирован, а его функции в основном перешли к уголовному розыску. Многие эксперты до сих пор считают эту реформу ошибкой. Угрозыск по своей сути работает от преступления к человеку. В то время как легендарные РУБОПы работали именно от человека к преступлению, опираясь на обширную агентурную сеть. 

Эксперты также предлагают реформировать систему ведомственной и межведомственной координации борьбы с наркопреступностью. В проекте подчеркивается, что две трети всех преступлений, связанных с наркотиками, выявляются именно МВД. В то же время с созданием ФСКН как отдельной службы в системе МВД были упразднены УБНОНы — управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые, кстати, были весьма эффективны, несмотря на небольшую численность офицеров. 



"Дорожная карта" предлагает, наконец, определиться и с судьбой главных управлений МВД в федеральных округах. Они были созданы еще в 2001 году как координирующие и контролирующие органы внутренних дел в региональных управлениях, однако теперь фактически дублируют их функции.

— Я настроен оптимистично, потому что основные тезисы этого документа взяты из жизни, — заявил "Известиям" один из соавторов "Дорожной карты", Александр Гуров. — Будет блестящий вариант, если в окончательном останутся 50–60% прозвучавших предложений.  

Наиболее вероятным он считает решение вопроса об объективной статистике, создании подразделений по борьбе с оргпреступностью, заполнении штата угрозыска, участковых, ППС.

Эксперты пока осторожно комментируют проект "Дорожной карты". 

— Безусловные плюсы я вижу в идеях "чистой" статистики МВД и появлении муниципальных инспекторов по охране общественного порядка, — пояснил "Известиям" глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков. — А вот идея начинать расследование без возбуждения уголовного дела — это палка о двух концах. В этом случае могут быть нарушения прав задержанных на защиту и прав потерпевших на участие в расследовании.  

Известный адвокат Евгений Черноусов, сам в прошлом полковник МВД, не ждет особых перемен от "Дорожной карты". 

— Я участвовал в разработке ряда положений закона "О полиции", но многие нормы нормальных законов просто не применяются на практике, — пояснил Черноусов.

Например, одной из основных причин полицейского произвола Черноусов называет отсутствие практики фиксирования всех действий сотрудников МВД на видео.

Бывший генпрокурор России Юрий Скуратов приветствует идею реформирования системы статистики в МВД. 

— Я обращался к этой теме еще в 1998 году. Мы тогда говорили о единой госсистеме учета на базе прокуратуры. Готовился даже указ президента, но затем эту тему забыли, — заявил "Известиям" Скуратов. 

По его мнению, группа экспертов должна разработать целый комплекс мер по упорядочиванию статистики, а также решить вопрос по стимулированию полицейских. В качестве примера он привел некоторые европейские страны, где уровень финансирования напрямую зависит от числа принятых и зарегистрированных правонарушений и преступлений.

 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров