Ценз оседлости намерены ввести для губернаторов

По мнению инициатора законопроекта депутата Виталия Золочевского ценз «оседлости» позволит сделать работу главы региона более эффективной

29 апреля 2015, 11:46, ИА Амител

Требования к губернаторам субъектов РФ предлагают ужесточить: кандидатами на этот пост смогут стать только те россияне, которые прожили на территории субъекта не менее 5 лет или проработали в организациях данного региона в течение того же срока. Соответствующий законопроект подготовил депутат Госдумы Виталий Золочевский (документ есть в распоряжении "Известий"). Парламентарий отметил, что в число кандидатов на пост губернатора также могут быть включены депутаты Госдумы или члены Совета Федерации, представляющие субъект, где проходят выборы.

Золочевский считает, что кандидату на пост губернатора необходимо прожить на территории "своего" субъекта не менее 5 лет.

"Настоящий законопроект не предполагает ломать установившуюся 3 года назад систему, а предлагает дополнить Федеральный закон условием необходимости проживания кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в данном субъекте РФ не менее 5 лет, либо иметь трудовой стаж, который он приобрел, работая в организациях (предприятиях) в этом субъекте РФ не менее 5 лет, либо являясь (ранее являясь) депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, избранным от данного субъекта Российской Федерации или членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, представляющим данный субъект Российской Федерации", — говорится в пояснительной записке.

Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Как рассказал сам Золочевский, требование "оседлости" является обычным условием во многих странах мира для избрания или назначения на столь высокую должность.

— Глава региона должен не только обладать необходимым для исполнения своих обязанностей опытом работы, но и знать проблемы субъекта РФ, участвовать в его развитии, быть своим для жителей региона. Тогда его деятельность будет более эффективной и актуальной, — подчеркнул депутат.

Губернатору "не придется вникать в те или иные проблемы населения субъекта Федерации, поскольку он будет знать их не понаслышке. Да и избиратели тоже не станут воспринимать его как "варяга", что создаст комфортное взаимоотношение между главой региона и его населением".

Сейчас на пост губернатора может претендовать достигший 30-летнего возраста гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом и не имеющий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член "Единой России" Евгений Федоров подчеркнул, что полностью поддерживает инициативу.

— Этот вопрос мы многократно обсуждали в Думе, и нам не важно, кто автор, важно, чтобы сама инициатива была зафиксирована, — говорит он. — Что касается содержательной части, то общий поход нормальный. При втором чтении нужно будет работать с деталями, например, добавить какие-то исключения для военных.

Федоров считает, что "оседлость" губернатора увеличит доверие граждан к власти.

— Глава региона должен быть привязан к территории по рождению, жизни, работе или другим критериям. Это формирует доверие избирателей, а также увеличивает ответственность для избираемого лица, когда он в большей степени будет учитывать интересы населения. Когда же губернатор знает, что в случае какого-то поворота его карьеры он уедет и забудет этот регион, то он ведет себя как временщик.

Губернатор Кировской области Никита Белых, который до этого был депутатом заксобрания Пермской области и вице-губернатором Пермской области, считает, что глава субъекта не обязательно должен иметь привязку к территории.

— Если Госдума примет такое решение, будем действовать в соответствии с законом. Эта инициатива повторяет требования, которые предъявляются к членам Совета Федерации, представляющие соответствующий регион. Должна ли она быть распространена на другие выборные должности, включая губернаторские, — вопрос дискуссионный, — говорит он. — Вы много знаете губернаторов, которые в своем регионе родились, выросли и избрались? Сама система образования и профессионального роста построена таким образом, что она может быть не связана с одним и тем же регионом.

Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что губернаторы должны быть выходцами из регионов, иметь значительный жизненный, политический или трудовой опыт, связанный с конкретным субъектом.

— У нас традиционное общество с консервативными ориентирами, поэтому жители хотят, чтобы губернаторы ясно представляли проблемы и ориентировались на нужды населения, а не на какие-то внешние потребности, — говорит он. — Сейчас утвердился отдельный технологический прием "свой-чужой", который активно используется кандидатами во время предвыборной кампании. Показ кандидата как "своего" воспринимается избирателями более позитивно. При этом также были примеры эффективных кампаний против "чужака", когда использовались образы нездешнего человека, не понимающего нужд населения, и пр.

В то же время вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что инициатива не имеет серьезной перспективы, поскольку противоречит интересам политических партий.

— Это попытка сформировать губернаторский корпус по аналогии с сенаторским, где после долгих лет обсуждений ввели ограничения, которые привязывают сенаторов к территориям. В случае с сенаторами причина понятна — никак не получается добиться того, чтобы они работали в интересах регионов. В отношении же губернаторского корпуса эта инициатива, во-первых, не соответствует политике, которая ориентирована на привлечение "варягов" для управления регионами. Во-вторых, объективно существует потребность в обновлении губернаторского корпуса. Часто возникает ситуация, когда местные политики не в состоянии реализовать эту потребность, и тогда приходится назначать на пост людей из других регионов, — рассказал он.

Эксперт отметил, что для партий парламентской оппозиции это также невыгодно — в регионах иногда не оказывается сильных кандидатов, и партии сами привлекают в качестве претендентов людей из других регионов.

— Практика показывает, что стать своим для населения проще, чем для местных элит. Основные противоречия обычно возникают с местными группами влияния, поскольку новый губернатор перераспределяет сферы влияния. У населения с губернатором-"варягом" иногда связаны общественные ожидания из-за усталости от неэффективности местных политиков, — считает Туровский. 

Отметим, что среди губернаторского состава "варяги" встречаются часто. Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев родился в немецком городе Франкфурт-на-Одере (ГДР), жил в Рязанской области, а затем переехал в Магадан. До своего назначения в 2009 году на пост губернатора Воронежской области он занимал пост главы Минсельхоза. Губернатор Карелии Александр Худилайнен до назначения на должность в 2012 году был председателем заксобрания Ленинградской области, родился он и вовсе в Тверской. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский родился в Свердловской области, до того как его назначили руководить регионом, он был ректором Дальневосточного федерального университета.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров