ФАС просят ограничить рекламу игры на бирже
Защитников прав потребителей волнует многообещающая реклама нового потребительского финансового инструмента — индивидуальных инвестиционных счетов
13 апреля 2015, 10:13, ИА Амител
Защитники прав потребителей обратились пожаловались в ФАС на рекламу
индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). По мнению Союза защиты прав
потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз), она вводит россиян в
заблуждение и провоцирует необдуманные и бесперспективные вложения
средств. Некоторые банкиры, на которых Финпотребсоюз пока не жаловался,
предлагают на такой рекламе размещать крупные предупреждающие надписи,
как на пачках сигарет — а в Госдуме намерены учесть тенденцию перед
вторым чтением законопроекта, ужесточающего наказания за некорректную
рекламу финуслуг.
С 1 января 2015 года граждане могут открыть
ИИС в банке, инвестиционной или управляющей компании на основании
договора на брокерское обслуживание или доверительное управление ценными
бумагами. Владельцам таких счетов предусмотрены две льготы (можно
воспользоваться только одной из них): вычет по НДФЛ (13%) на сумму
внесенных на счет средств (но с суммы не более 400 тыс. рублей в год, то
есть уже в 2016 году можно вернуть до 52 тыс. рублей) либо освобождение
от НДФЛ всей суммы инвестдохода, но не ранее чем через три года с
момента открытия счета. Ответственность в случае, если купленные ценные
бумаги потеряют в цене, несет владелец ИИС, эти вложения не застрахованы
государством, в отличие от вкладов.
В обращении к главе
Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву председатель
Финпотребсоюза Игорь Костиков признает, что "в условиях значительного
роста инфляционных рисков возможность вложений в ИИС может стать
эффективным методом диверсификации инвестиционных портфелей граждан"
(сейчас банковские вклады с доходностью не выше 18,25% годовых тоже
освобождены от НДФЛ). Но защитников прав потребителей настораживает, что
профучастники рынка ценных бумаг в рекламе ИИС приводят конкретные
показатели доходности (значительно выше, чем по вкладам), при этом
зачастую нет предупреждения о рисках. Среди компаний, использующих
"процентные ориентиры" в рекламе, есть как малоизвестные организации,
так и те, которые в течение многих лет рассматриваются в качестве
лидеров рынка, пишет Костиков.
— Например, ПАО "Аделантбанк"
предлагает ИИС с доходностью "от 25% годовых за первый год действия
договора". Фактически в данном случае обещается определенная минимальная
доходность, — говорится в письме. — При этом все возможные
предупреждения, а также иные существенные условия вынесены на другую
страницу.
УК Альфа-Капитал предлагает три модельных портфеля с
"целевой доходностью до 14,91–24,85% годовых. Далеко внизу "полуслепым"
мельчайшим шрифтом приведена информация, что все расчеты носят
исключительно информативный характер, что они не гарантируют указанных
доходностей. Есть все основания полагать, что в данном случае реклама
содержит информацию о возможны выгодах, связанных с методами управления
средствами, что запрещено законом о рекламе.
Компания Algorie
Group рекламирует инвестиционные услуги, пишет на сайте о
прогнозируемой чистой годовой доходности более 60% годовых, "с учетом
реинвестирования прибыли, чистая прогнозируемая доходность составляет
более 300% за трехлетний период инвестирования". В данном случае
используется "намек" на сверхвысокую доходность инвестиций. При этом
компания себя на сайте никак не обозначает: нет информации ни о его
организационно-правовой форме, ни о почтовом или юридическом адресах.
БКС-Брокер
также предлагает несколько инвестиционных стратегий и говорит о доходе
до 30% годовых "плюс 13%". В этом, а также двух последующих случаях
налицо размещение информации о возможной выгоде, связанной с методами
управления. Брокер "КИТ-Финанс" в рекламе "Структурного продукта" на
рост индекса РТС также говорит о "возможном" доходе до 30% годовых и
льготе. Причем графически указан минимальный уровень риска.
"Открытие-Брокер" указывает, что "минимальная трехлетняя доходность
индекса ММВБ с 09.01.2007 по 19.08.2014 составляет 11% годовых,
максимальная — 44% годовых, при этом приведен расчет доходности до
22,68% годовых.
По мнению Костикова, использование в рекламных
целях разного рода показателей "возможной" доходности может создавать у
неквалифицированных инвесторов завышенные ожидания.
—
Подобная реклама подталкивает граждан к рискованным инвестиционным
решениям, опасность которых они могут недостаточно осознавать, — считает
собеседник "Известий". — Очевидно, что подобные рекламные уловки, в
первую очередь, ориентированы именно на граждан с невысоким уровнем
финансовой грамотности, которые привыкли при принятии инвестиционных
решений к простым процентным ориентирам. Поэтому велика вероятность
того, что несбывшиеся завышенные ожидания, а возможно и финансовые
потери, приведут к очередному разочарованию потребителей в
инвестиционных возможностях российского финансового рынка. Кроме того,
применение отдельными участниками рынка оценок предполагаемой доходности
в рекламе создает для них неконкурентные преимущества.
"Финпотребсоюз"
просит ФАС проверить практику рекламы ИИС на соответствие требованиям
законодательства и принять меры к нарушителям. По закону о рекламе,
реклама финуслуг "не должна содержать гарантии или обещания в будущем
эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные
на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность
деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент
заключения соответствующего договора". "Информацию о возможных выгодах,
связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной
деятельности", тоже нельзя использовать — как и данные о доходности,
вычисленные не по нормативам ЦБ. Штрафы за нарушение закона о рекламе
(если речь идет о рекламе финансовых услуг) уплачиваются в федеральный и
региональный бюджеты в соотношении 40% на 60%. Также по закону о
рекламе пострадавшие клиенты вправе обратиться с исками о возмещении
убытков, включая упущенную выгоду.
В пресс-службе ФАС
сообщили, что как только документ поступит в ФАС, его изучат и по итогам
анализа ведомство озвучит свою позицию.
Упомянутые в письма Костикова компании свою вину отрицают.
—
Сам факт того, что управляющие раскрывают конкретные показатели своей
доходности — вполне нормальное явление, — считают в Algorie Group. —
Доходность является основной характеристикой предлагаемого
инвестиционного продукта и единственным объективным показателем
профессионализма управляющего. Запретить управляющим публиковать
результаты своей работы — то же самое, что запретить автопроизводителям
публиковать характеристики машин. Это лишит потенциального инвестора
необходимой информации, которая позволила бы ему оценить качество
предлагаемого продукта. Сведения о "прогнозируемой доходности", которую
использует в своих материалах Algorie Group или указание "ожидаемой"
доходности, используемое некоторыми другими участниками, не является
обещанием или гарантией. Неадекватные завышенные ожидания у граждан
могут создаться в результате просмотра практически любого рекламного
ролика. Все мы хорошо знаем, что у людей, употребляющих энергетики,
вырастают крылья, а спортивные автомобили легко могут двигать гору. На
этом фоне публикация доходности портфеля за прошлые периоды и
предположение о том, что в будущем инвестор может заработать столько же,
не является нарушением каких-либо норм ни с точки зрения закона, ни с
общечеловеческих позиций.
В "БКС-Брокере" заняли аналогичную
позицию. В пресс-службе УК "Альфа-капитал" отметили, что полностью
соблюдают требования закона о рекламе финансовых услуг.
— В
маркетинговых материалах по стратегии ИИС, так же, как и на сайте,
указывается исключительно целевая доходность модельных портфелей, —
пояснили в УК "Альфа-капитал". — Риски, связанные с инвестированием,
полностью приведены во всех рекламных материалах.
Конкуренты
этих компаний ожидаемо заняли противоположную сторону. Наталья
Самойлова, руководитель аналитического отдела "Golden Hills — Капиталъ
АМ", считает, что подобна яреклама ИИС — прямое нарушение закона и
введение в заблуждения клиентов, доходность инвестора вообще может быть
отрицательной. Соответственно, ФАС обязана среагировать на письмо
"Финпотребсоюза", промониторить рынок и оштрафовать те компании, которые
занимались "подменой понятий" и умышленно вводили клиентов в
заблуждение.
Как отмечает главный аналитик Бинбанка Наталия
Шилова, к озвучиваем высоким доходностям в рекламе ИИС необходимо
добавлять подпись (как на сигаретах), что данный доход ничем не
гарантирован, а средства не застрахованы. По словам Шиловой, это будет
более корректно и не похоже на попытку обмануть потребителя.
В Госдуме готовы взять на контроль ситуацию с ИИС.
— Нередки случаи, когда привлеченные недобросовестным маркетингом люди теряли все свои сбережения, потому что считали, что имеют дело с тем же вкладом, только более выгодным. Такие финансово неквалифицированные граждане и становятся "жертвами" подобной рекламы. Именно поэтому я считал необходимым ужесточить наказание на нарушения в рекламе финансовых услуг, и этот законопроект (об увеличении штрафа за нарушение закона о рекламе до 1 млн) уже прошел первое чтение в Госдуме. Кстати, законопроект встретил серьезное сопротивление со стороны финансовых компаний. Как вариант, для второго чтения мы подготовим поправки, которые наложат дополнительные ограничения и на продвижение ИИС, — сказал "Известиям" зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов.
Марина
Агальцова, юрист AstapovLawyers International Law Group, впрочем,
считает, что компании-фигуранты письма Костикова не нарушают закон.
—
С точки зрения логики достоверность рекламы означает, что она формирует
у адресата (целевой аудитории) истинные представления о продукте
рекламы, — поясняет Агальцова. — Как правило, мерилом выступает разумный
человек без специальных (в данном случае) финансовых знаний. В любом
случае такой человек должен понимать разницу между словами "вероятный",
"возможный" "прогнозируемый" и "гарантированный" доход. При этом слово
"вероятный" и "возможный" создают минимальные ожидания. При
"прогнозируемом" доходе степень уверенности в наступлении желаемых
событий более высокая, а при "гарантированном" доходе она 100%. Поэтому
признавать рекламу с "вероятным" или "возможным" доходом недостоверной
видится противоречащим закону.
Что касается собственно эффективности ИИС по отношению к вкладам, то ряд опрошенных экспертов признал перспективность использования новых инструментов для инвестирования в облигации государственных и крупных частных эмитентов, — доходность может оказаться на несколько процентов выше, чем по вкладам.
Комментарии 0