Минфин предлагает вернуться к оптимизации образования, здравоохранения и культуры
Новый виток оптимизации бюджетной сферы: в Москве оптимизация привела к массовым увольнениям врачей и акциям протеста
23 апреля 2015, 12:06, ИА Амител
Бюджетников не научили жить по-новому
План, который сегодня Минфин представит правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов под руководством Игоря Шувалова, озаглавлен как "Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений" (есть у "Ъ"). Основная проблема Минфину видится в низкой производительности труда в бюджетном секторе: в России слишком много бюджетников, которые мало трудятся. В документе говорится, что численность работников бюджетной сферы превышает аналогичные показатели развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а количество специалистов в образовании и здравоохранении — "превышает значительно" (см. рисунок на стр. 4). Несмотря на рост соответствующих расходов в последние годы, констатируют авторы, качество оказываемых услуг повышается недостаточно. В ведомстве говорят, что проходящая сейчас реформа отрасли "идет медленно", количество бюджетников за пять лет сократилось лишь на 8%, а доля казенных учреждений в некоторых регионах "необъяснимо высока" — до 95%.
Минфин напоминает про принятый в 2010 году федеральный закон N83, который был призван приспособить 330 тыс. бюджетных учреждений РФ к работе в рыночных условиях. Для этого их разделили на две части. Первую составили учреждения, способные зарабатывать (в основном из сфер науки, образования, здравоохранения и культуры). Вместо работы по смете они стали оказывать услуги на основе госзадания (получая субсидии из соответствующих бюджетов), а все доходы от платных услуг оставлять себе. Неспособные выйти на рынок (национальная оборона, пенитенциарная система и др.) преобразовались в казенные учреждения и остались в смете государства. Разделение завершилось к июлю 2012 года, при этом эксперты указывали на формальный характер реформы: "на места" не были спущены четкие критерии разделения учреждений, в перечнях услуг не было показателей качества, а нормативные затраты на оказание услуг определили по принципу "как сейчас". Жестко настаивать на продолжении реформы в 2012 году Минфин не стал.
Лечебные процедуры для бюджета
В рамках нового этапа реформы Минфин
подготовил предложение довести "состав и содержание госуслуг" до
определенных властями стандартов "при одновременном повышении их
качества и доступности". Особое внимание в плане уделяется оптимизации
управления имуществом. Так, ""мелкие" учреждения и организации,
загруженные менее чем на 50%" предлагается сливать с более крупными.
Образовавшееся после укрупнения "излишнее имущество" планируется
распродавать. Кроме того, предлагается перейти к оказанию госуслуг "на
конкурентной основе", фактически отдав часть их в частные руки. В
Минфине уточняют, что для этого еще потребуется принять соответствующий
федеральный закон. Наконец, с 2017 года в ведомстве хотят отказаться от
содержания госимущества "в спящем режиме" (в том числе от частичной
оплаты коммунальных счетов).
Объемы увольнений и сокращений в той или иной отрасли, например, в здравоохранении, в документе не записаны. Но мероприятия напоминают о модели оптимизации столичного здравоохранения. С октября 2014 года московские власти сливают ряд клиник с крупными больницами, а освободившиеся здания передают на баланс мэрии. В Москве были уволены 8,3 тыс. медработников, а необходимость реформы объяснялась по схожей с Минфином схеме: чиновники говорили об избытке врачей на душу населения и желании внедрить в укрупненных клиниках новые стандарты диагностики и лечения пациентов. Ответом были протестные акции, погасить их удалось, в том числе, путем дополнительных компенсационных выплат уволенным медикам в 2,69 млрд. руб. План Минфина компенсации не упоминает.
Напомним, что в России оптимизация системы
здравоохранения началась раньше московской — в январе 2014 года. За
прошлый год были сокращены 90 тыс. медиков и реорганизованы около 350
медучреждений, но медпомощь не стала ни эффективнее, ни доступнее. Об
этом говорится в отчете Счетной палаты: доступность медпомощи в 2014
году сократилась, число умерших в стационарах за год выросло на 3,7%, а
объем платных медуслуг увеличился почти на четверть (см. "Ъ" от 14
апреля). Отметим, что реформа проходит в рамках выполнения майских
указов президента РФ, поставившего цель довести зарплату врача до 200%
от средней в регионе. За четыре года оптимизации число больниц должно
сократиться на 11%, поликлиник — на 7%. В презентации Минфина также
говорится об идее выделения социально незащищенным слоям населения,
например, инвалидам и пенсионерам, специальных коек в больницах
(финансируемых из бюджетов, не по системе ОМС). Однако их число не
приводится.
Подробности читайте на сайте газеты "Коммерсант".
Комментарии 0