Оклад руководства госкомпаний – это насмешка над обществом и экономикой: эксперт
Руководитель ИГСО Василий Колташов рассказал о том, с чем связаны различия "зарплатной" политики государственных компаний
14 мая 2015, 09:48, ИА Амител
Если бы рядовые сотрудники контролировали компанию и те самые акционеры, которые заинтересованы в получении дивидендов, то, естественно, такого постоянного повышения заработной платы топ-менеджмента бы не происходило. Но поскольку топ-менеджмент сам может определить себе оплату, он эти процессы контролирует, то его заработная плата не зависит от эффективности менеджмента и от успешности работы компании. Более того, как мы видим, чем хуже идут дела, тем выше оказываются доходы топ-менеджмента, в то время как доходы простых работников не увеличиваются, а даже сокращаются. Нет никакой мотивации у менеджмента работать хорошо, и это неудобная система для всех, кроме топ-менеджеров. Одновременно – это способ увода денег из компании.
РЖД – это не та компания, где можно заменить значительное количество кадров просто людьми с улицы, обучив их за два-три дня без каких-либо операций с электронной системой. РЖД – это компания, построенная на довольно сложных технологиях, поэтому естественно, что такой компании о сотрудниках необходимо проявлять заботу, чтобы кадры не потерять. Это стандартное экономическое правило: когда в условиях кризиса идут увольнения, то работодатели на промышленных предприятиях стараются не уволить квалифицированных рабочих, потому что эти рабочие достались с большим трудом. Их нужно было грамотно набрать, нужно было дополнительную подготовку провести, встроить в производственный процесс. В то время, как рассчитать низшего ранга клерков – это дело очень простое. Например, в торговле или сфере услуг. Эти люди могут быть легко заменены при расширении компании вновь, когда пройдет трудный период. Этим и отличается РЖД от финансовых и торговых компаний: сотрудники там – более ценные.
То, что руководство РЖД пошло на снижение себе заработной платы, можно приветствовать. Потому что доходы топ-менеджмента в Российской Федерации достаточно большие и, как мы видим, в финансовом секторе – возрастающие, вопреки падению эффективности компаний.
Вообще, проблема падения эффективности - отдельная. Дело в том, что наш топ-менеджмент был очень неэффективным. По крайней мере, в финансовой системе. Несмотря на колоссальный ссудный процент, который банкиры получают с каждого кредита, они умудрились закончить прошлый год с серьезными проблемами. Это говорит о том, что они безумно безответственно выдавали кредиты прежде, и о том, что они практически реально не оценивали риски, значительно минимизировали их. Пока рынок рос, пока все было хорошо, это можно было выдавать за эффективную работу, потому что прибыль увеличивалась все равно, несмотря на плохое руководство и плохо отстроенный процесс. Но как только началась вторая волна кризиса, выяснилось, что руководство в финансовой системе неэффективно. В ответ на это что сделало руководство? Оно повысило себе заработную плату. Это выглядит просто как насмешка над обществом и над экономикой.
Давно пора внести ограничения для заработной платы топ-менеджмента. Разница не должна быть астрономической, как теперь, и это должно быть определено законодательно. Точно так же, как законодательно определяется минимум заработной платы, должен определяться и максимум заработной платы, но не в якобинском смысле, что максимум должен быть очень низким, но должен быть максимум, который ограничит пределы дохода топ-менеджеров, потому что их склонность получать за счет компании огромные доходы, по-моему, не знает пределов. Эти пределы должно положить законодательство. Среднемесячная зарплата президента как максимальный размер оплаты высших руководителей госкомпаний выглядит достаточно разумным вариантом.
Комментарии 0