«Почта России» раскрыла планы на будущее
21 февраля 2015, 10:22, ИА Амител
Как
отмечают авторы стратегии-2018, ее реализация позволит превратить
"Почту" в "клиентоориентированного, социально ответственного,
высокоэффективного, самоокупаемого государственного почтового оператора,
развивающего новые сегменты бизнеса".
Финансовые ориентиры не
менее амбициозные: руководство "Почты" уверено, что в сегменте
письменной корреспонденции выручка вырастет на 20,3 млрд рублей к 2018
году (на 54% больше по сравнению с 2013 годом) за счет выхода в сегмент
директ-мейл (ДМ) и повышения качества оказываемых услуг (выполнения
нормативов по доставке в срок на 95%). При этом доля "Почты России" на
рынке письменной корреспонденции повысится с 76% в 2013 году до 80% в
2018-м (85% — на рынке традиционной письменной корреспонденции, 70% — на
рынке ДМ).
В сегменте посылок прогнозируется рост выручки на
46,8 млрд рублей к 2018 году (в три раза по сравнению с 2013 годом).
Как указывается в документе, он произойдет "за счет повышения базового
качества доставки, внедрения дополнительных сервисов в рамках "последней
мили" (создания выделенных центров выдачи посылок, предоставления
услуги "доставка до двери" и пр.) и развития международного
партнерства". В результате доля рынка ФГУП "Почта России" в данном
сегменте к 2018 году составит до 47% (для сравнения, в 2013 году — 37%).
—
В сегменте финансовых услуг к 2018 году ожидаются дополнительные доходы
в размере 22 млрд рублей от внедрения новых финансовых услуг в
безналичной форме, — говорится в стратегии.
В сегменте
государственных услуг выручка возрастет до 7 млрд рублей к 2018 году за
счет развития услуг по доставке почтовых отправлений в электронной форме
от государственных и муниципальных органов и оказания госуслуг в
формате "одного окна" на базе региональных отделений.
При
этом столь впечатляющие результаты должны быть достигнуты без
государственного субсидирования. На реализацию программы потребуется
130,6 млрд рублей. Из них 71,7 млрд — заемные средства; 19,3 млрд —
средства от продажи имущества и 39,5 млрд — собственные средства.
Как
предполагают авторы стратегии срок заимствования не превысит 7–10,5
года (в зависимости от валюты кредита). Предполагается, что стоимость
кредита составит всего 10–12% годовых. Это значительно ниже, чем
нынешний размер ключевой ставки Центробанка.
Банковский супермаркет
Почтовый
банк в стратегии не указан. Еще пару дней назад глава Минкомсвязи
Никифоров отмечал, что слова "банк" в стратегии формально нет, но там
есть термин "финансовые услуги".
Конкретная модель оказания "Почтой" финансовых услуг будет подготовлена позднее, сообщал Никифоров.
—
Конкретную модель — как это будет сделано — сложно пока назвать.
Рассматриваются самые разные варианты: или внесение отдельных целевых
поправок про финансовые услуги в базовый закон о почтовой связи, который
готовится ко второму чтению, или это могут быть какие-то схемы по
постепенному вхождению "Почты" в капитал какого-то банка, — сказал
министр.
Как отмечают авторы стратегии, сегменты финансовых
услуг, в которых присутствует "Почта России" (пенсии, платежи, денежные
переводы), демонстрируют рост в денежном выражении.
— При
этом происходит замещение операций с наличными денежными средствами
безналичными банковскими транзакциями. В первую очередь это обусловлено
растущим проникновением платежных карт и интернет-банкинга. Так, свыше
70% новых пенсионеров выбирают получение пенсий на карту. В то же время
до 30% жителей России не имеют доступа к современным банковским услугам,
поскольку присутствие банков в малых городах и сельской местности
ограничено. Данная категория населения оперирует исключительно наличными
денежными средствами. Потенциал ее вовлечения в банковскую систему
остается нереализованным. Оказывая финансовые услуги только в наличной
форме, "Почта России" теряет долю рынка во всех перечисленных сегментах,
фактически утрачивая статус национального поставщика финансовых услуг.
Вместо этого предприятие становится нишевым игроком в сокращающемся
сегменте наличных операций. При сохранении текущей модели оказания услуг
тенденция снижения доли "Почты России" продолжится, — говорится в
стратегии.
Цель "Почты" — внедрение новых финансовых
продуктов, ориентированных на безналичные операции, в том числе открытие
счетов и выпуск платежных карт, в перспективе возможно потребительское
кредитование.
По замыслу автором стратегии, среди новых
финансовых продуктов, которые появятся в будущем, будут востребованы
текущие счета, платежные карты, вклады, страховые продукты. Их будут
предлагать через сеть отделений в количестве 13,3 тыс. При этом
клиентская база владельцев текущих счетов и держателей платежных карт
составит 8,8 млн человек. В "Почте" уверены, что выручка предприятия от
финансовых услуг поднимется до 57,7 млрд рублей.
Эксперты с пессимизмом смотрят на эти планы.
—
Огромная разветвленная инфраструктура "Почты России" представляется
привлекательной платформой для создания банка, который превзошел бы по
числу точек продаж Сбербанк: у "Почты России" их 40 тыс., у Сбербанка —
20 тыс. Однако "Почта России" является низкомобильной структурой, не
приспособленной к изменениям, поэтому перспектива создания российского
почтового банка в ближайшие годы представляется сомнительной. Тем более
что даже со своими прямыми обязанностями "Почта России" справляется
отнюдь не без нареканий, — говорит начальник аналитического управления
банка БКФ Максим Осадчий.
Помимо завоевания рынка финансовых
услуг, "Почта" намерена стать и лидером на рынке посылок — причем авторы
стратегии прогнозируют занять долю в 47%, потеснив при этом конкурентов
— SPSR-Express, DHL, DPD, Pony Express и проч.
Такие показатели достижимы при условии выполнения следующих задач:
— улучшение базового качества (доставка Д+1 в крупных городах, надежность доставки — 95%, сохранность отправлений — 99,99%);
—
повышение клиентоориентированности и развитие дополнительных услуг и
премиальных сервисов, включая открытие 500 центров приема-выдачи посылок
в 50 ключевых городах Российской Федерации, работающих в режиме 24/7;
—
создание выделенных окон под прием и выдачу посылок в 8 тыс. ОПС,
создание курьерских групп в 144 городах Российской Федерации и внедрение
продуктового портфеля с полным спектром услуг — от базового пакета до
премиального;
— удержание доли в международном сегменте,
которое будет обеспечено за счет развития логистических центров в
ключевых странах-отправителях (Китай, страны ЕС, США).
При
выполнении данных задач выручка, по прогнозам "Почты", составит в этом
сегменте 70,7 млрд рублей, а объем обработанных отправлений достигнет
205 млн штук.
Критика стратегии
В
начале сентября прошлого года основные положения стратегии развития
"Почты России" до 2018 года рассматривались на совещании
премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Тогда глава кабинета ее одобрил,
но с оговорками.
Тогда же стратегия подверглась критике со
стороны ряда членов совета по стратегическому развитию ФГУП "Почта
России". Так, экс-представитель РФ во Всемирном почтовом союзе (ВПС)
Борис Бутенко направил обращение на имя министра связи и массовых
коммуникаций Николая Никифорова, в котором просил не принимать стратегию
развития "Почты России". Как указывал автор письма, исходя из анализа
стратегии, прописанные в документе целевые показатели почтового
ведомства и предполагаемые источники ресурсов — несостоятельны.
Как
отмечал тогда в письме Бутенко, прописанные в стратегии целевые
показатели почтового ведомства и предполагаемые источники ресурсов
несостоятельны.
"Вызывает недоумение вынесение на обсуждение
председателя правительства малозначительных вопросов доступа к
абонентским почтовым ящикам и регулирования тарифов, которые не имеют
отношения к стратегии развития и, более того, решены полтора года назад,
в то время как важнейшие животрепещущие вопросы "Почты" на совещании
представлены не были", — отмечал автор.
Также Бутенко заметил,
что совершенно неясно, кто предоставит "Почте" 70 млрд рублей под
низкий процент. Кроме того, вызывают вопросы и перспективы продажи
имущества на сумму почти 20 млрд рублей.
Другие эксперты
рассказывали, что, несмотря на сверхоптимистичные допущения и ожидания
по всем представленным бизнес-направлениям, из анализа стратегии
следует, что у почтового монополиста не хватит средств даже для
выживания предприятия.
Комментарии 0