В РФ хотят запретить мелкий шрифт в договорах
По мнению законодателей, запрет на использование шрифта размером менее 12-го кегля не позволит банкирам и риелторам обманывать россиян
22 апреля 2015, 09:36, ИА Амител
Мелкий шрифт в кредитных, имущественных и других видах договоров
может быть законодательно запрещен. Соответствующий законопроект с
поправками в Гражданский кодекс РФ подготовил первый зампред комитета
Госдумы по конституционному законодательству и государственному
строительству Александр Агеев. Согласно документу (есть в распоряжении
"Известий"), текст письменного договора, включая сноски и дополнения,
должен быть напечатан шрифтом не мельче 12-го кегля. По мнению
парламентария, изменения помогут значительно сократить количество
мошенничеств при оформлении кредитов, покупке недвижимости и
автомобилей. Тем временем сами бизнесмены утверждают, что используют
мелкий шрифт для экономии бумаги, а не из желания обмануть клиента.
Согласно
законопроекту, изменения предлагается регламентировать в ст. 434 ГК
"Форма договора". Статья может быть дополнена новым абзацем: "Параметры
шрифтового оформления текста письменного договора, включая сноски и
дополнения, устанавливается не менее 12 пунктов в системе Дидо (1 пункт =
0,376 мм)".
Отметим, под категорию гражданско-правовых
договоров, о которых идет речь, попадают документы, фиксирующие
соглашение между двумя и более физическими или юридическими лицами. Это
могут быть договоры передачи имущества (купля/продажа, дарение, мена,
поставка), договоры об оказании услуг (предоставления кредита,
страхование, перевозка, хранение) или договоры о выполнении работ
(договор подряда).
— Банки, агентства недвижимости, страховые
организации, турфирмы, автосалоны, медицинские и образовательные
учреждения зачастую указывают в договорах значимые условия мелким,
нечитаемым шрифтом — это может быть информация о дополнительных выплатах
или о мере ответственности компании. Таким образом, граждане могут
подписать договор на невыгодных для себя условиях, а могут и вовсе
попасться на удочку мошенников, — пояснил свою позицию Агеев.
Он заметил, что внести изменения в законодательство необходимо максимально оперативно, так как аферисты активизируются в кризис.
Отметим,
в конце 2013 года с инициативой запретить использование мелкого шрифта в
договорах, а также на этикетках выступал депутат Олег Михеев. Его
законопроект предполагал внесение изменений в закон "О защите прав
потребителей". Поправки даже получили положительный отзыв правительства,
однако комитет Госдумы по экономической политике, инновационному
развитию и предпринимательству отклонил законопроект и предложил его
доработать. В заключении комитета указано, что предложенная Михеевым
формулировка "использование трудно читаемого, мелкого шрифта, равно как
применение иных способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие
потребителем" недостаточно конкретна.
Сейчас в Госдуме в
первом чтении принят законопроект, ужесточающий ответственность за
ненадлежащую рекламу финансовых услуг — к этому нарушению также
относится мелкий шрифт в брошюрах и на плакатах. Административный штраф
для юрлиц по этим нарушениям предлагается установить в размере от 300
тыс. до 1 млн рублей.
Партнер адвокатского бюро "Юрлов и
партнеры" Дмитрий Титов сообщил, что наиболее часто приписки мелким
шрифтом с невыгодными условиями появляются в кредитных договорах и
договорах купли-продажи недвижимости и автомобилей.
— Поможет
ли гражданам читаемый, крупный шрифт — большой вопрос. Многие не читают
договоры, а просто ставят свою подпись, — говорит Титов.
Адвокат уточнил, что сейчас законодательство никак не регламентирует размер шрифта в договорах.
—
Сейчас таких положений нет ни в целом, ни отдельно, допустим, в
банковской сфере. Закон "О защите прав потребителей" подразумевает, что
человек должен быть проинформирован об условиях предоставления услуги,
допустим, кредита, а форма не регламентируется, — объяснил Титов.
Вице-президент
"Деловой России" Николай Остарков рассказал, что проблема мелкого
шрифта обычно возникает в случае оформления договоров между юридическим и
физическим лицами.
— Как правило, это стандартные, типовые
договоры, фиксирующие отношения между компанией и клиентом. И мелкий
шрифт не всегда связан с тем, что компания хочет что-то скрыть — многие
стараются делать так, чтобы договор занимал не больше страницы-двух. Это
удобно и экономит бумагу, а с типовым договором можно обычно
ознакомиться на сайте, — говорит Остарков.
При этом он отметил, что договора между компаниями, как правило, оформляются шрифтом покрупнее.
— Поскольку это две стороны и обе, как правило, участвуют в подготовке договора, он должен читаться нормально, — считает Остарков.
Комментарии 0