Порошенко сдался Польше: Киев пытается попасть в НАТО как протеже Варшавы
17 июля 2014, 15:23, ИА Амител
Правда, явно приятная для уха многих патриотов информация на поверку оказалась не более чем "прошлогодним снегом".
О возможном вводе сил альянса на территорию Украины Земан действительно говорил. Только его грозное заявление, которое украинские журналисты цитируют со ссылкой на РБК, к настоящему моменту основательно устарело, поскольку сделано оно было три месяца назад.
Видимо, под впечатлением крымского референдума, на котором жители полуострова подавляющим большинством выразили желание стать гражданами России, чешский президент очень разволновался и пригрозил "из мирного голубя" превратиться в "боевого ястреба".
Понятно, что до этого дело не дошло. Более того, насколько известно, в нынешних условиях гражданской войны в Новороссии Чехия отказалась предоставлять Киеву военную помощь, ограничившись гуманитарным участием.
Тем не менее, силы НАТО все же могут попасть на Украину по другому "маршруту", если будут реализованы планы Киева по созданию польско-литовско-украинской военной бригады. Соответствующие договоренности якобы уже достигнуты между президентом Петром Порошенко и польским премьером Дональдом Туском.
То есть, по-сути, можно говорить о том, что уже идет прямое втягивание международных военных структур в карательные операции киевского режима.
Как в этой ситуации должна вести себя Россия?
- Можно вспомнить, что еще между Первой и Второй Мировыми войнами маршал Пилсудский мечтал о создании Польши "от моря до моря" – т.е. в границах 1772 года, - говорит замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. - Но тогда это было невозможно в силу слабости польского государства. Думаю, это невозможно и сейчас. Польские политики это прекрасно понимают. В данный момент Польша - мононациональная страна, где живут практически одни поляки. Здесь достаточно широко распространены националистические настроения, а потому можно манипулировать массами. Польша имеет пусть и не очень развитую, но все же функционирующую рыночную экономику, которая, скажем, на фоне украинской выглядит довольно привлекательно.
"СП":- Тогда почему Варшава так активно включилась в украинский конфликт на стороне новых властей?
- Не думаю, что польские политики ставят целью создание Речи Посполитой в том виде, в котором она когда-то существовала. Скорее, они видят себя региональной державой, которая берет ответственность за Балтийские страны и за Украину с Белоруссией.
Польша всегда была очень активна на этом пространстве: от интенсивных гуманитарных программ, направленных на молодежь, до, соответственно, реальных политических шагов, которые всегда были направлены именно на создание буферной зоны между Европой и Россией.
Поляки хотят, с одной стороны, отодвинуть европейскую границу на Восток. С другой стороны, они хотят вот этим пограничьем полностью управлять.
Не стоит также упускать тот факт, что Польша является одним из государств, которые сегодня более остальных проводят проамериканскую политику в Европейском Союзе.
"СП":- Ну, некоторые поляки, как известно, уже воюют на стороне украинских силовиков. Настало время легализоваться?
- Я, честно говоря, не верю в то, что этот польско-литовско-украинский корпус будет иметь весомое военное значение. Скорее, это определенная психологическая уловка, направленная на формирование, с одной стороны, общественного мнения внутри страны - дескать, нас поддерживают не только словами, но и военной силой. С другой стороны – демонстрация определенных намерений в адрес российских элит.
НАТО в лице своих руководителей и в лице руководителей стран, которые входят в Альянс (а главное, и в лице основного спонсора – Соединенных Штатов Америки), уже неоднократно давало понять, что не будет принимать участие в военном конфликте.
Поэтому мне не совсем понятно, как, собственно говоря, две страны, которые входят в военно-политический блок НАТО, будут участвовать в войне против РФ или же даже против граждан Украины, которые являются одной из сторон в гражданской войне.
Скорее всего, речь идет либо о создании какого-то добровольческого соединения (может быть, даже из наемников) в составе Вооружённых сил Украины, которое просто будет гордо именоваться "польско-литовско-украинский корпус". Либо это "пустышка", которая представляет из себя очередной информационный вброс. И - не более того.
"СП": - А если нет?
- Если же массовое участие польских и литовских граждан будет иметь место в войне против Новороссии, то тогда и в России тоже, наверное, найдётся достаточное количество добровольцев, которые сформируют свой корпус и направят его в Луганск или в Донецк.
Но я думаю, принимать всерьез информацию о создании этого корпуса не стоит.
Официально Североатлантический альянс воевать ни с кем не собирается: ни на территории Украины, ни где-либо еще. Соответственно, серьезные боевые действия в этом ключе можно исключить. А что касается каких-либо добровольцев, то они явно не могут представлять какие-то государственные структуры.
Могу напомнить еще одно громогласное заявление представителей, насколько я помню, тюркских народов - о создании корпуса из пяти тысяч добровольцев, которые будут направлены на Украину. Ну и где этот корпус? Где он воюет?
"СП": - То есть, все эти заявления не более, чем способ пощекотать друг другу нервы?
- Любые более-менее компетентные специалисты сразу же оценивают реальную угрозу. На мой взгляд, это больше попытка убедить собственное население, что киевская хунта сражается с Новороссией не в одиночку, что ее не просто словами, но и реально кто-то поддерживает. Например, соседи – Польша и Литва.
Кстати, в самой Польше очень многие поляки весьма негативно оценивает хунту, которая пришла к власти в Киеве, считая ее представителей наследниками тех, кто убивал поляков на Волыни в 1943 году. Напомню, что во время так называемой Волынской резни было уничтожено 200 тысяч поляков. Это была преступная этническая чистка, направленная на формирование этнически гомогенного пространства, территории интегрального украинского национализма.
"СП": - Но почему польское гражданское общество не протестует? Почему об этой трагедии мир почти ничего не знает? Ведь, возможно, Европа тогда по-другому относилась бы к тому, что сейчас происходит в Донбассе?
- К сожалению, польская политическая элита в силу определенных политических установок, в основном направленных против России, предпочитает об этом забыть. И не давать слово тем, кто помнит о геноциде. Поскольку официальные СМИ находятся в руках совершенно других людей, не представляющих именно это гражданское общество, противники украинской хунты высказаться не могут.
Я могу сказать, что в Польше проходит большое количество пикетов, общественных акций, там издаются книги, там издаются газеты, в которых поднимается этот вопрос вот уже много-много лет, со времен обретения Украиной независимости в 1991-м году. Просто в России об этом знает только узкий круг специалистов, которые опираются часто на личные связи с польскими учеными.
В виду политической целесообразности, к сожалению, была избрана либеральная модель, в которой главным противником Польши и Украины считается Российская Федерация. Поэтому считается, что ради достижения общей цели – дезинтеграции России, вытеснения ее из рамок восточно-европейского пространства – нужно забыть о Волынской резне или хотя бы убрать эти исторические события куда-нибудь на периферию знания.
Увы, это не только свойство польской политической элиты. В советское время, например, долго не упоминалось о том, что венгерские войска во время Великой Отечественной войны отличались страшной жестокостью и что их не брали в плен. И практически вся венгерская армия была уничтожена под Воронежем. Об этом не говорили только потому, что Венгрия стала социалистической страной и союзником Советского Союза. Не было принято в СССР упоминать и о том, что белорусскую Хатынь сожгли не немцы, а коллаборационисты-бандеровцы, которые тоже отличались непомерной жестокостью.
Слишком часто в силу политической целесообразности многие исторические события замалчивались.
И в США сейчас тоже никто не вспоминает, что украинский интегральный национализм с самого своего рождения был не просто дружески связан, а просто интегрирован в немецкую военную машину, являясь ее составную частью. 1 сентября 1939 года немецко-польскую границу вместе с войсками Вермахта пересек украинский легион под командованием Романа Сушко. То есть, он принял участие в агрессии против Польши.
В Советское же время не было принято вспоминать о том, что и сама Польша приняла участие в разделе Чехословакии в 1938 году, присоединив к себе промышленно развитую Тешинскую область.
Очень многие события в истории замалчиваются…
"СП": - Только вот результат у таких исторических компромиссов не очень хороший…
- Здесь история превращается в жертву политике. Именно в силу этого Польша сейчас выступила фактически союзником откровенно нацистских политиков, которые захватили власть на Украине путем вооруженного переворота, и сейчас уничтожают собственное население, которое не разделяет их политические и идеологические убеждения.
Напомню, что началось-то все, собственно, с одесских событий второго мая, когда безоружных людей сожгли живьем в Доме профсоюзов. Невооруженных, просто выражавших свою позицию…
Начальник сектора Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков считает, что помешать Украине в создании военного союза с Литвой и Польшей мы не можем. Но и самой Украине этот союз не даст ничего.
- Как известно, расширение НАТО идет по двум стратегическим магистралям – это формальное членство и неформальное.
Формальное членство означает полный прием страны в военный блок. Ее войска в этом случае автоматически входят в военные структуры НАТО.
Неформальное расширение альянса происходит через различные программы, в том числе и программу создания так называемых "совместных сил". И проект этот сейчас будет разрабатываться НАТО в отношении Украины очень активно.
"СП": - Для России это является угрозой?
- В военном отношении – нет. Но с политической точки зрения ясно, что новое руководство Украины взяло четкий курс на интеграцию в военную структуру альянса.
И честно говоря, каким-то образом помешать такому неформальному (да и формальному) ее членству, мы не можем. Это суверенное право каждой страны, как и в каких союзах им участвовать. Рычагов влияния у нас здесь нет.
Более того, все зависит от того, какие отношения складываются между НАТО и Россией. Если нагнетаются конфронтационные настроения, на что указывает риторика, которая транслируется отдельными натовскими представителями, то это, конечно, усугубляет и без того сложную ситуацию в Европе.
С другой стороны, США, которые, в принципе, и подталкивают Альянс к таким радикальным действиям, все время пытаются нащупать вот эту "красную линию", за которую переходить нельзя, потому что иначе Россия будет активно действовать.
Создание такой бригады эту "красную линию" никак не нарушает, потому что, как я уже сказал, это право каждой страны выбирать себе союзников. Главное, чтобы это не угрожало в целом региональной и глобальной безопасности.
"СП": - А нашей безопасности это не угрожает, учитывая, что на Украине идет гражданская война?
- Я бы не стал так жестко ставить вопрос. Конечно, есть определенная опасность в таких военных приготовлениях альянса – о чем, кстати, у нас в военной доктрине записано. Россия внимательно за этим следит. И в зависимости от того, как ситуация станет развиваться, будут предприниматься, соответственно, адекватные действия с нашей стороны.
Комментарии 0