Практику «примирения сторон» при автоавариях запретят
27 сентября 2012, 11:43, ИА Амител
"Известиям" стали известны подробности поправок, касающихся изменений Уголовного кодекса в части ПДД. В первую очередь это касается виновников ДТП, которые закончились летальным исходом. Теперь уголовное дела на правонарушителя не смогут закрыть даже в случае, если он выплатит родным погибшего компенсацию.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному строительству Вячеслав Лысаков принимает активное участие в обсуждениях возможных изменений в законодательстве и подготовил законопроект, который не позволит уйти от уголовной ответственности даже весьма обеспеченным людям, которые привыкли, что за определенную сумму денег пострадавшая сторона может отказаться от возбуждения дела.
— Я предлагаю отменить норму закона, которая формулируется как "Прекращение дела за примирением сторон", — рассказал "Известиям" о еще одной инициативе Лысаков. — Мне кажется, это категорически неверно, ведь в таком случае любой обеспеченный человек может уйти от ответственности, предложив пострадавшей стороне денежную компенсацию.
С ним согласны и представители других фракций фракции.
— Если водитель стал виновником смерти человека, то никаких примирений быть не должно! Компенсацию можно взыскать в гражданском иске, — считает коммунист Вадим Соловьев.
— В любом случае пострадавшая сторона может подать гражданский иск и потребовать компенсацию помимо уголовного наказания. И часто суд называет более высокую компенсационную сумму, чем предлагал виновник за закрытие уголовного дела, — утверждает Лысаков.
Даже представители наиболее оппозиционной думской фракции — "Справедливой России" — согласны с доводами коллег по нижней палате парламента.
— Я принципиально поддерживаю эту инициативу! Необходимо осознание неотвратимости наказания для всех граждан, независимо от их положения, — заявил первый заместитель председателя комитета по конституционному строительству Александр Агеев.
Эти поправки в законодательство станут не единственным изменением в области нарушений ПДД. В ближайшую неделю депутатам Госдумы от всех фракций предстоит разработать комплекс поправок в действующее законодательство, касающихся санкций за нарушения правила дорожного движения. Они затронут как Административный, так и Уголовный кодексы. Эти меры нацелены на предотвращение роста количества ДТП, особенно с летальным исходом.
В первую очередь депутаты нацелены на ужесточение санкций, касающихся нетрезвых водителей. Для таких нарушителей планируется ввести больший срок лишения свободы, а также существенные штрафы, вплоть до конфискации транспортного средства, на котором было совершено нарушение.
— Сейчас максимальный срок для виновников ДТП с летальным исходом составляет семь лет, если правонарушение было совершенно в пьяном виде, то добавляется еще два года. Я предлагаю для пьяных водителей ввести наказание в размере 15 лет лишения свободы. То есть семь лет за ДТП плюс восемь за то, что он был в состоянии алкогольного опьянения, — рассказал "Известиям" Лысаков. — К сожалению, возможность лишения свободы как-то не останавливает наших водителей от нарушений, так что надо и рублем штрафовать, конфискации тоже допустимы, возможно, не с первого раза, но в случае повторных нарушений это может стать хорошим наказанием.
Коммунист Соловьев полностью согласен с предложениями Лысакова даже в отношении того срока, который придется отсидеть водителю, ставшему причиной смертельного ДТП.
За санкцию в виде конфискации авто выступила также и фракция ЛДПР, в частности депутат Сергей Иванов. Он также считает, что существующее законодательство, к сожалению, работает плохо, поскольку водители не опасаются наказания, предусмотренного им.
— Существующие сейчас санкции, такие как лишение прав, лишение свободы на девять лет максимум, к сожалению, не приводят к уменьшению аварий по вине пьяных. Поэтому мы должны ввести и серьезный материальный штраф, например конфискацию авто. Чтобы человек, перед тем как сесть за руль в нетрезвом состоянии, подумал, что ему грозит не только лишение прав, но и конфискация машины в пользу государства или пострадавшей стороны, — пояснил "Известиям" Иванов.
При этом законопроекты, которые могут быть приняты в ближайшее время, сложно назвать излишне строгими. Так, депутаты настаивают на том, чтобы тех, кто совершил правонарушение впервые, и жестоких рецидивистов наказывали по-разному.
— В поправках необходимо будет прописать разные санкции за повторение правонарушения. Но если он попадается не в первый раз, то наказание должно быть более суровым, — рассказал "Известиям" единоросс.
Скорее всего, будет решен и вопрос с количеством допустимой доли алкоголя в крови. По мнению депутатов даже в ряде безалкогольных напитков содержится небольшой процент алкоголя, не говоря уже о лекарствах.
— Мы предлагаем все-таки отменить нынешнюю норму для водителей в ноль промилле. Я подчеркиваю, речь идет не о том, что можно будет немного выпить и сесть за руль, ни в коем случае. Но надо сократить количество тех, кого признали пьяными водителями из-за особенностей организма. Сейчас же пенсионеры боятся даже лекарственные настойки принимать, даже если сердце прихватило, он 20 раз подумает, прежде чем выпить лекарство, — пояснил свою позицию Лысаков.
Соловьев также настаивает на том, что норма алкоголя в крови должна быть изменена после консультаций со специалистами-медиками. Он подчеркивает, что если уж санкции в отношении пьяных водителей будут ужесточены, то нужно исключить возможность каких-либо погрешностей.
— Ноль промилле — это совершенно выдуманная норма, приборы часто дают погрешность, если человек курит или принимал лекарства. Стоит привлечь специалистов, в первую очередь медиков, и выяснить, какая доля алкоголя допустима в организме человека. Если уж мы ужесточаем санкции, то должны быть уверены, что невиновные не пострадают — заявил Соловьев.
Одной из самых сложных тем сейчас для законодателей является даже не проблема пьяных водителей, а тех, кто управляет автомобилям в состоянии наркотического опьянения.
— Конечно, будем говорить и о тех водителях, которые садятся за руль в состоянии наркотического опьянения, но это сложно определить, существуют такие наркотики, следы от которых исчезают из организма уже через полчаса. Тем не менее эту сферу тоже нужно будет отрегулировать, — отмечает Лысаков.
Многие парламентарии опасаются, что ужесточение санкций в отношении недобросовестных водителей приведут к росту коррупции среди представителей ГИБДД, которые будут вымогать большие взятки за неоформление протокола о нарушении.
Соловьев отмечает, что усиление ответственности за нарушения ПДД не дадут положительного эффекта, если не будут также введены дополнительные меры по борьбе с коррупцией.
— Проблему водителей-нарушителей можно решить только комплексно. Если всё сведется только к ужесточению санкций, то единственный результат, который мы получим, будет усиление коррупции. А наказывать будут только малообеспеченных людей, которые не смогли откупиться, — полагает Соловьев.
Лысаков считает, что существенный рост суммы взяток также, в конечном итоге, благополучно скажется на предотвращении возможных нарушений закона.
— Конечно, есть вероятность того, что взятки вырастут. Я не говорю, что это хорошо, с этим надо бороться, но высокие взятки будут дополнительным стимулом для водителей не нарушать закон, — полагает депутат. — Если водитель будет знать, что, чтобы избежать лишения свободы или штрафа, допустим, в 1 млн рублей, он должен будет дать взятку в размере 500 тыс., то он все равно постарается воздержаться от правонарушения.
Работа над изменениями статей КоАПа, касающихся нарушений ПДД, началась еще перед летними каникулами Госдумы, но из-за случившейся в Москве аварии на Минской улице на комиссии по конституционному строительству было принято решение об ускорении темпов работы.
Напомним, в минувшую субботу водитель, в крови которого была обнаружена высокая доза алкоголя, врезался в автобусную остановку, на которой находились несколько человек. В результате ДТП семеро из них погибли.
Комментарии 0