Правительство идет по малому: бизнес хотят лишить прибыли и льгот

29 сентября 2014, 14:05, ИА Амител

Чиновники российского правительства не блещут талантом в поисках новых источников пополнения бюджета. С какой стороны ни подступится Минфин к этой проблеме – государственная рука все равно оказывается в кармане частного бизнеса. Если кто-то из предпринимателей после отказа правительства от введения налога с продаж перестал поглядывать в сторону "серого" сектора экономики, то за минувшую неделю появились поводы, чтобы пересмотреть это решение. Российский премьер Дмитрий Медведев предложил вместо НСП дать регионам в руки новый фискальный инструмент – региональные сборы, с помощью которых можно добить малый бизнес. Минфин, со своей стороны, дает руководителям субъектов право лишить предпринимателей возможности платить налоги по упрощенной системе. Правительство отказалось от оружия массового поражения и начало прицельную стрельбу по субъектам малого и среднего бизнеса. Их доля в региональных бюджетах и так невелика, и, по прогнозам экспертов, уменьшится еще больше: такие изменения в законодательстве заставят предпринимателей свернуть работу или вести ее в "тени".

Министерство финансов РФ анонсировало подготовку поправок в Налоговый кодекс РФ. Из сообщения, размещенного на сайте regulation.gov.ru, следует, что ведомство планирует разрешить регионам ужесточать условия использования малым бизнесом специальных налоговых режимов. Речь идет об упрощенной системе налогообложения. Как заявил министр финансов Антон Силуанов, регионы получат право уменьшать в 10 раз показатели, по которым предприятие можно отнести к субъектам малого бизнеса. УСН могут использовать компании с годовой выручкой до 64 млн руб. в год и штатом до 100 человек.

Соответственно, после введения поправок, цифры уменьшатся до 10 человек и 6 млн руб. выручки. Преимущества УСН – освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС, взносов в фонды: пенсионный, медицинский, страховой. Также применяются пониженные налоговые ставки. Причина внесения изменений – жалобы регионов на то, что крупные компании дробят свой бизнес для получения преференций, из-за чего бюджеты теряют доходы. Минфин ссылается, прежде всего, на Москву, напомним, именно из столицы поступила инициатива введения НСП. В итоге правительство ограничилось адресными субсидиями для субъекта.

Однако правительство, не желающее увеличивать субсидии регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности, от идеи повышения налогов не отказалось. Дмитрий Медведев на инвестиционном форуме в Сочи заявил, что новые фискальные полномочия регионы обретут за счет введения дополнительных сборов. Произойти это может уже в середине 2015 г. Региональные сборы, по словам премьера, могут взиматься "за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристические и курортные сборы". Порядка 70% компаний, работающих в перечисленных сферах, относятся к субъектам малого предпринимательства, говорит руководитель центра экспертизы и аналитики "Опоры России" Иван Ефременков.

"Сборы коснутся, в основном, малого бизнеса, именно он занимается такими видами деятельности, как общественное питание, такси, туризм. Если налог с продаж платили бы все, то региональные сборы будут взиматься только с малого бизнеса. Поэтому сборы не достигнут желаемого эффекта – у компаний нет столько денег. Кроме того, малый бизнес не сможет платить налоги, как крупные предприятия в общей системе налогообложения. Поэтому бизнес либо закроется, либо уйдет в тень и не будет платить никаких налогов", - рассказал Накануне.RU Ефременков.

Если налоговые поступления от малого бизнеса в бюджете Москвы занимают до 10% доходов, то в регионах эти суммы гораздо меньше. Если переход от "упрощенки" и актуален, то только для столицы. К примеру, согласно прогнозу бюджета Свердловской области, в 2014 г. налоги от субъектов малого предпринимательства займут 0,3%.

Президент Свердловского областного негосударственного фонда развития предпринимательства "Ассоциация малого бизнеса" Владимир Лобок рассказал Накануне.RU, что региональные бюджеты только за счет увеличения фискальной нагрузки на бизнес пополнить невозможно.

"Мы сейчас пытаемся взять деньги с тех, с кого и брать-то нечего. Бизнес, который уже переходит на "серые" зарплаты, делает это не потому, что плохо относится к государству, а потому что думает о своем персонале. Общие условия деятельности сейчас не улучшаются: бизнес, который работал с банковским сектором и крупными промышленными предприятиями, попавшими под санкции, тоже ощутил на себе их влияние. По всей логике, сейчас нужно стимулировать бизнес, чтобы он по-максимуму работал по "белым" схемам, и налоговая нагрузка ложилась на все большее количество налогоплательщиков. Если нет стимулирования нормальных схем работы, то любые меры, связанные с предотвращением законного ухода от налогообложения, будут приводить только к поискам новых вариантов уклонения от налогов", - говорит Лобок.

Вызывает вопросы даже сама мотивация Минфина: дробление крупных предприятий. После снижения показателей по обороту и численности персонала, предприятия могут разделить не на 10, а на 100 компаний – этого проект не запрещает. Таким образом, удар будет нанесен не по спекулянтам, а по честно работающим предпринимателям, которых и без того лихорадит. Отзывы лицензий у банков и регулярные попытки увеличения налогового бремени приводят к тому, что компании изымают деньги из экономики.

Как уже неоднократно отмечали эксперты Накануне.RU, налоги – единственный быстрый способ пополнить бюджет. И правительство, судя по заявлениям, выбрало именно этот курс, отказавшись от инвестиций в экономическое развитие, которые могли бы принести больший эффект в среднесрочной перспективе. 

"Логика поведения Минфина одинакова: он рассматривает налогово-бюджетную политику исключительно с точки зрения пополнения казны. Налоговая политика выполняет у нас только фискальную функцию - пополнения налоговой базы бюджета любой ценой. Тогда как все другие цели: стимулирующая, распределительная, регулирующая – не рассматриваются. То, что делает государство – это очень недружественный и враждебный акт по отношению к бизнесу. В той ситуации, когда государство должно было пойти навстречу всем предпринимателям, промышленникам, сельскому хозяйству, реальному сектору экономики, оно ужесточает фискальное бремя", - поделился своим мнением с Накануне.RU независимый экономист Владислав Жуковский.

По его словам, инициативы по сборам и УСН могут привести к тому, что объем теневого сектора вырастет с сегодняшних официальных 20% до 27%, значительно вырастут и масштабы неплатежей.

Владимир Лобок добавляет, что проблемной может стать и работа среднего бизнеса, и если он откажется работать по установленным правилам, то урон региональным бюджетам будет ощутим.

"Правильнее было бы принять специальные меры поддержки и стимулирования бизнеса, который самостоятельно стоит на ногах, и уже является источником пополнения доходной части бюджета. Способ – финансово-кредитная поддержка, а именно более дешевые кредиты. Они стимулировали не только удержание, но и рост бизнеса", - говорит президент АМБ.

При этом, бизнес можно было бы привлечь к программе импортозамещения, в условиях кризиса малые и средние предприятия способны организовать новые рабочие места в экономике. Однако государство направляет средства лишь крупным компаниям: на таких гигантов, как "Роснефть", НОВАТЭК, ВЭБ, "Роснано" сейчас тратятся деньги Фонда национального благосостояния. И в то время, как крупнейшие налогоплательщики получают госсредства и льготы на реализацию своих проектов, у компаний, едва стоящих на ногах, забирают последние доходы.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров