Правительство отказалось от создания финансовой полиции
04 апреля 2013, 10:38, ИА Амител
Еще в январе прошлого года на очередной ежегодной коллегии СКР Александр Бастрыкин заявил, что ведомство заинтересовано в создании в России финансовой полиции. Глава СКР предлагал создать эту структуру, например, на базе Росфинмониторинга, придав ему оперативные и другие функции. В декабре 2012 году СКР оформил соответствующее предложение в правительство и администрацию президента. В нем говорилось, что в последнее время в сфере противодействия экономическим преступлениям наметилась негативная тенденция — функции борьбы с отмыванием денег, незаконным выводом капиталов за рубеж и налоговыми махинациями фактически переданы надзорным органам, а оперативные подразделения МВД от этого самоустранились.
Глава СКР отмечал, что у ФНС нет права заниматься оперативной работой и опыта раскрытия финансовых афер, поэтому по материалам налоговиков возбуждалось только 10% уголовных дел. По данным СКР, в последний год количество выявленных налоговых преступлений уменьшилось в 50 раз по сравнению с 2002–2003 годами. В этой связи СКР предложил Владимиру Путину решить вопрос о создании в России нового ведомства — финансовой полиции.
Как выяснили "Известия", все заинтересованные ведомства дали на предложение главы СКР отрицательный отзыв, что фактически ставит крест на идее создания финансовой полиции.
— Представители президента написали в отзыве, что считают предложение Бастрыкина преждевременным. По их мнению, отчасти снижение эффективности борьбы с налоговыми преступлениями связано с низким качеством самого следствия и проблемами во взаимодействии следователей с другими подразделениями. Кроме того, по их словам, создание новой структуры потребует значительных бюджетных затрат и масштабных организационных изменений, — рассказал источник в администрации президента.
Не в восторге от инициативы СКР и в силовых ведомствах. В своем отзыве (есть в распоряжении "Известий") замминистра внутренних дел Михаил Ваничкин сообщает, что "СК России не пояснил, каким образом финансовая полиция сможет повлиять на качество оперативного сопровождения по уголовным делам, когда основной причиной низких показателей является отстранение в 2011 году МВД от этого вопроса". В качестве примера полицейские приводят следующую статистику: в 2010 году подразделения МВД выявили 13,8 тыс. финансовых преступлений, в 2011-м — 8,2 тыс., в 2012 году — 5,4 тыс.
МВД также считает странными обвинения СКР в самоустранении оперативников от раскрытия финансовых преступлений, пояснив, что с 2010 года количество профильных специалистов в ведомстве было сокращено на 62%. Полицейские, в свою очередь, говорят, что плачевная ситуация вокруг финансовых преступлений связана и с тем, что теперь их расследование передано в СКР, где до сих пор нет квалифицированных специалистов этого профиля.
По мнению МВД, создание новой структуры не изменит положение дел, не решит проблем законодательного и кадрового характера. Полицейские полагают, что бороться с финансовым криминалом должны подразделения МВД — по борьбе с экономической преступностью и противодействию коррупции.
ФСБ также считает нецелесообразным создание новой оперативной структуры и поясняет, что будет правильно дать МВД право по проведению оперативных мероприятий в финансовой сфере, а также предоставить другим ведомствам возможность расследовать подобные дела.
ФНС сообщила в правительство, что она разделяет озабоченность СКР ситуацией вокруг финансовых преступлений. В ведомстве поясняют, что бороться с финансовыми преступлениями им не позволяет несовершенное законодательство. Налоговики, в свою очередь, предлагают следующее: необходимо сохранить за МВД функции оперативного сопровождения по финансовым преступлениям, в самом СКР должны быть созданы спецподразделения по расследованию таких дел, на основе анализа практики раскрытия и расследования подобных преступлений необходимо подготовить предложения об изменениях законодательства.
Рассмотрев предложение СКР, в Минфине заявили, что создание отдельной структуры — финансовой полиции — потребует существенного перераспределения функций различных структур и дополнительных затрат из бюджета. По мнению Минфина, СКР и сейчас обладает достаточными полномочиями по расследованию финансовых преступлений, поэтому предлагает проверить, как следователи их применяют на практике.
Генпрокуратура также дала негативный отзыв на предложение СКР. "Полагаем нецелесообразным создание финансовой полиции", — пишут в отзыве ее представители.
"С момента создания СК планомерно реализуется идея перераспределения подследственности преступлений. Инициатором изменения подследственности в налоговой и таможенной сфере является СК. Вместе с тем каких-либо позитивных изменений не произошло", — сообщает Генпрокуратура.
По мнению прокуроров, жалобы СКР не заслуживают внимания, а практика показывает, что проблем во взаимодействии между следствием и оперативниками не возникает. Прокуроры также напоминают о печальном опыте создания в России налоговой полиции.
В СКР уверены в своей правоте.
— По крайней мере несерьезными выглядят опасения представителей некоторых ведомств о том, что создание финансовой полиции может превратиться в опричнину, — заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин. — В своем предложении мы делаем акцент на том, что финансовая полиция не должна обладать чрезвычайными полномочиями. Их объем будет таким же, как и у других ведомств, уполномоченных вести оперативную деятельность. Повышение возможностей нового госоргана может достигаться исключительно за счет расширения его информационно-аналитического обеспечения.
По словам Маркина, бояться создания финансовой полиции стоит только тем, кому действительно есть чего бояться и что терять.
Эксперты скептически относятся к идее создания спецведомства по финансовым преступлениям.
— В первую очередь необходимо провести тщательную ревизию и понять, почему не работает система, — рассказал "Известиям" бывший генпрокурор России Юрий Скуратов. — Причины могут быть связаны как с коррумпированностью правоохранительных органов, недостатком ресурсов или полномочий, так и со слабым надзорным контролем. А создание еще одной новой структуры не является панацеей. Вспомните, как в свое время ратовали за создание службы судебных приставов, однако ситуация с исполнением решений судов и производств с тех пор стала только хуже.
— Я в целом разделяю позицию Бастрыкина об усилении борьбы с финансовыми преступлениями, но считаю, что нет надобности создавать новую структуру — у подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД есть опыт, знания и методики для полноценной возможности решать такие задачи, — заявил "Известиям" член комиссии по реформированию МВД Александр Гуров.
По мнению специалистов, у СКР и МВД и сегодня достаточно полномочий для эффективной работы с финансовыми преступлениями.
— Вопрос скорее в другом: дать наконец возможность правоохранителям нормально работать. Из-за непрерывных сокращений, реформирований и переименований они живут в состоянии постоянного стресса, — считает член думского комитета по бюджету и налогам Антон Ищенко. Он также отметил необходимость повышения зарплат сотрудникам СКР.
Комментарии 0