Правительство «заморозит» введение соцнорм на тепло
28 февраля 2013, 11:49, ИА Амител
Введение социальной нормы на теплоснабжение и
ГВС должно стать следующим шагом на пути повышения энергоэффективности и
рычагом модернизации жилищно-коммунального сектора. Ранее правительство
уже обсудило введение "соцпайка" на электроэнергию: его планируется
ввести с 2014 года, количество киловатт/часов, которые граждане будут
оплачивать по льготным тарифам, определят регионы.
Механизм
расчета "соцпайка" на тепло и ГВС, выносимый на обсуждение рабочей
группы при правкомиссии, предполагает привязку тарифа на отопление к
социальной норме жилья. Объем теплорасходов будет определяться исходя из
норматива на 1 кв. м жилья. Так, если в квартире площадью 80 кв. м
проживают три человека, то собственник получит право оплатить по
"социальной" цене отопление 54 кв. м — из расчета 18 кв. м на человека.
Остальные расходы будут оплачиваться по "экономически обоснованному"
(инвестиционному) тарифу.
В материалах заседания (есть в
распоряжении "Известий") приводится пример расчета отопления типовой
квартиры (80 кв. м, трое прописанных) в октябре: на оплату "соцнормы"
исходя из норматива потребления придется 983 рубля (из расчета тарифа —
1,4 тыс. рублей за Гкал), а за оставшиеся 24 кв. м — уже 608 рублей (1,8
тыс. рублей за Гкал). Пропорционально площади квартир и нормы
жилплощади будут оплачиваться тепло, потраченное на "общедомовые нужды"
(+ 20 кв. м в "среднем" многоквартирном жилом доме): 246 рублей по
"соцпайку" и 152 рубля по экономически оправданному тарифу. По той же
схеме предлагается взымать плату и за ГВС: по "льготному" тарифу за 937
рублей будет поставляться 9,4 куб. м горячей воды, 4,2 куб. м сверх
нормы обойдутся уже в 542 рубля. Для квартир, где никто не прописан,
предлагается установить особый тариф на тепло и ГВС. Нормативы
потребления планируется рассчитывать на региональном уровне.
Расходы
на отопление и ГВС в среднем составляют около 50% коммунальных
платежей. Сейчас во многих регионах бюджеты субсидируют весь объем тепла
и горячей воды, поставляемый населению. Так, в Москве ежегодная доплата
за квартиру в 50 кв. м составляет 3,2 тыс. рублей, говорится в
материалах к заседанию рабочей группы. Введение "соцпайка" на тепло и
ГВС стимулирует население экономить энергоресурсы, сохранит бюджетные
деньги и позволит усовершенствовать систему социальных гарантий
малоимущим. Для поставщиков энергии это смягчит тарифные ограничения,
сдерживающие возможности для модернизации оборудования, и понизит
уровень перекрестного субсидирования между производством тепла за счет
цен на электроэнергию, а также выравнит ситуацию между населением и
другими потребителями.
Впрочем, в ближайшее время введение
теплового "соцпайка" ожидать вряд ли стоит. Против идеи уже выступило
Минэкономразвития, говорит источник "Известий" в ведомстве. Основной
камень преткновения — ситуация, при которой жители более ветхих домов в
силу изношенности строений потребляют и должны платить за тепло больше
обладателей новых квартир. При введении "соцнормы" они будут нести
дополнительную нагрузку, так как тариф на "избыточную" энергию будет
выше. "Согласовать позиции в ближайшее время вряд ли удастся, решение,
очевидно, будет отложено", — говорит собеседник газеты. Согласно планам
правительства, "соцнормы" по ГВС должны быть введены с 2015 года.
Тепловой "соцпакет" власти рассчитывают внедрить еще позже — в 2015 году
должны быть запущены только пилотные проекты в отдельных регионах.
Комментарий в другом заинтересованном ведомстве — Минэнерго вчера
получить не удалось.
Введение "соцпайка" на тепло
несправедливо, согласен с позицией Минэкономразвития заместитель
директора Института экономики города Владилен Прокофьев. Сейчас в силу
объективных причин наибольшее число квадратных метров в среднем
приходится на пенсионеров. Этот показатель для вышедших на пенсию
составляет порядка 35 кв. м, тогда как на "среднего" жителя России —
лишь 23 кв. м. При этом пенсионеры зачастую живут в старых домах, то
есть расход на тепло у них больше в силу неэффективности теплосбережения
в таких зданиях.
— Основной удар придется именно на
незащищенные слои. Усугубит ситуацию неразбериха с расходами на
"общедомовые нужды", уже ставшими причиной конфликта во многих регионах.
Логичнее ввести для всего населения экономически обоснованный тариф,
который позволит модернизировать оборудование и сети, а высвобождающиеся
бюджетные средства направлять на субсидии действительно нуждающимся
гражданам, считает Владилен Прокофьев.
На этой неделе рост цен на услуги ЖКХ уже стали поводом для скандала:
президент Владимир Путин устроил разнос федеральным чиновникам — в
ряде муниципалитетов счета за коммуналку выросли в разы. Причиной
резкого скачка выставленных платежей в условиях искусственного
сдерживания тарифов стали изменения механизмов расчета стоимости услуг, в
том числе по пресловутым "общедомовым пространствам". Глава
государства распорядился нормализовать ситуацию и найти виновных —
увольнения региональных чиновников, курировавших ЖКХ, начались в тот же
день.
В последние годы в России доля полностью изношенных
сетей в водоснабжении увеличивается на 1% и сейчас составляет 43%, в
теплосетях ситуация чуть лучше — уже пять лет процент износа стабилен и
находится на отметке 35%. Но без принятия радикальных мер у отрасли не
будет возможностей для обновления, и введение "соцнормы" эту проблему не
решит, говорит эксперт.
"Соцпакет" в тепле лишь вызовет
справедливое возмущение граждан, его введение бессмысленно, соглашается
председатель думского комитета по ЖКХ Галина Хованская. Сначала все
квартиры необходимо оборудовать счетчиками тепла и горячей воды, а также
оборудованием, позволяющим гражданам самостоятельно регулировать
уровень отопления, отмечает она. Без этого повышать энергосбережение и
пропагандировать энергоэффективность не имеет смысла, говорит депутат.
Основная
проблема в системе коммунального хозяйства пока кроется в
неэффективности института управляющих компаний, отмечает директор Фонда
энергетического развития Сергей Пикин.
— Тарифные решения, введение "соцпайков" и другие подобные меры лишь
несколько "подкручивают" систему, но не решают коренных проблем. Без
организации нормальной системы саморегулирования сектора эффективными
управляющими компаниями, экономически заинтересованными в повышении
энергоэффективности, ситуация вряд ли изменится, говорит он.
Опрос на ИА "Амител":
Готовы ли вы активно протестовать против роста тарифов на услуги ЖКХ? | |
да | 297 чел. |
нет | 17 чел. |
не знаю | 10 чел. |
Всего проголосовало: 324 чел. |
Комментарии 0